Доклад священнослужителя Александра Лупарева на III районных Православных Чтениях в Кочках

В Кочках состоялись III районные Православные Чтения, посвящённые Дням славянской письменности и культуры. Предлагаем Вашему вниманию текст доклада священнослужителя Александра Лупарева, настоятеля храма Рождества Христова с. Кочки, на тему «Миланский эдикт 313 года и становление православной государственности», прозвучавшего на этих чтениях.

В 2013  г. отмечается 1700-летие подписания Миланского эдикта, который стал торжеством победы Церкви Христовой над язычеством.

Мы с Вами будем говорить о Византии – первом христианском государстве, вернее империи.

Какие плоды принесло образование христианской империи в начале 4 века? Процитирую фрагмент из фильма «Византийский урок»:

«Правовое государство, которое так привычно для нас, сформированное на основе римского права, возникло именно в Византии. Юридическая система, являющаяся базовой основой для всех типов законов различных государств, – это колоссальное творение Византийской юриспруденции эпохи императора Юстиниана.

Система высшего и школьного образования впервые в мире возникла в Византии, и именно в ней в V веке появился первый университет. В Византии была создана самая стабильная в мире финансовая система. Современная дипломатия с её базовыми принципами, этикетом создавалась и оттачивалась в Византии.

Инженерное искусство и архитектура Византии не имели себе равных. Ни одна империя человечества не просуществовала так долго, как Византия. Она просуществовала 1123 года.»

Какова история образования Византии?

Триста лет в Римской империи совершались гонения на христиан, начиная с Нерона, который приказывал обливать христиан смолой и на столбах зажигать их ночью как факелы. Он приказал поджечь старый Рим и вину свалил на христиан.

Гонения то стихали, то возобновлялись с новой силой. Таково было неприятие христианства языческим миром, который погряз в роскоши и разврате с его мрачным оккультизмом и потерей смысла жизни. Последнее, самое страшное гонение было при римском императоре Диоклетиане. Вдохновителем его многие ученые считают Галерия. При этом гонении пострадали Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Феодор Стратилат и тысячи других мучеников за Христа.

Но получилось так, что этот же Галерий уже перед самой смертью в 311 г. издает указ о легализации христианства в Римской империи. Видимо Галерий понял: гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения. Другие пишут, что Галерий «поменял» свои убеждения из-за страшной мучительной болезни.

Тем не менее гонения в восточной части империи продолжались до 324 года.

Константин Великий

Для полного освобождения христиан Божественное Провидение избирает Константина, который впоследствии назван Великим. Он родился в городе Наисс (современный Ниш в Сербии) 27 февраля около 272 года. Отцом Константина был Констанций I Хлор, император западной части империи. Мать была христианкой. Констанций I Хлор был мягкий и скромный человек, отличался терпимостью к христианам.

В 306 г. армия после смерти отца единодушно провозгласила Константина императором.

В 312 г. Константин со сравнительно небольшой армией, что было весьма рискованно, быстрым броском перешёл Альпы, вошел в Италию и атаковал Максенция.

Максенций – тогдашний правитель Рима и западной части империи, к концу правления занимался магией и был совершенно разнузданным правителем. Его боялся весь Рим: он гадал, вспарывая животы младенцам и творил различные ужасы. Никого не боялся, сотрудничая с дьяволом.

Константин весьма остро сознавал свою миссию. Сейчас должно было решиться всё. Он дерзал идти против Вечного города Рима.

Историк Лактанций рассказывает, что во сне накануне сражения Константину было дано повеление изобразить на щитах монограмму (соединённые «Х» и «Р» – начальные греческие буквы имени Христос). С 315 г. эта монограмма появляется и на монетах Константина.

Константин одержал над Максенцием победу. Рим чествовал его как победителя. Христиане, которых в Риме было ещё меньшинство, были абсолютно уверены, что Бог даровал Константину победу.

Много лет спустя император сказал историку Евсевию Кесарийскому, что видел Крест, перекрывающий полуденное солнце, на котором были написаны слова «Hoc vince» – «Сим победишь.

После различных войн в Римской империи вместо четырёх императоров становятся правителями два императора: Константин и Лициний.

В 313 г. они издают Миланский эдикт, которым даётся полная свобода христианам исповедовать открыто свою веру, а также и остальным религиям.

Однако, если Никомедийский эдикт легализовал христианство и разрешал отправление обрядов, то Миланский эдикт пошёл ещё дальше.

В соответствии с этим эдиктом все религии уравнивались в правах и, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Вскоре Лициний отступился от христианства и принял сторону язычества. Так что на западе христиане свободно исповедовали свою веру, а на востоке за веру нередко ещё были гонения. Знакомый многим весенний праздник в честь сорока мучеников установлен в воспоминания того, что они пострадали за Христа в 320 г. в восточной части Римской империи.

В 324 году произошла битва между Константином и Лицинием. По сути это была битва между христианами и язычниками. Лициний так и провозгласил перед своими воинами: чья вера правильная – тот победит. Победил Константин.

Уже в следующем 325 году Константин собрал первый Вселенский собор из епископов и священников всей империи. На соборе были провозглашены основные догматы христианской веры и составлен Символ веры, который и сейчас произноситься на Литургии и в утренних молитвах христиан. Начинается он словами: Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…

Поступательное движение, начатое Константином, привело к рождению совершенно нового феномена, известного под названием христианская Империя, система правления которой всё более вбирала в себя христианские взгляды и христианское вероучение.

В 325 году Константин решает построить новую столицу. Император даже начал строить стены на месте древней Троады.

Однако вскоре строительство было прервано: Созомен, историк V в., сообщает, что Константину было откровение во сне искать другое место. В 324 г. император решил, что это будет Византий (впоследствии Константинополь).

Рабочие, а также материалы для строительства были собраны со всех концов мира. Памятники искусства из Рима, Афин, Александрии, Эфеса и Антиохии были свезены для украшения новой столицы. В строительстве участвовали 40 тыс. готских солдат. Для поощрения переселения в новую столицу её жителям сразу же были предоставлены многие коммерческие и финансовые привилегии.

Константин назвал город Новым Римом. Он планировал строительство столицы сразу как христианского города, не испорченного языческим прошлым. Первым делом он заложил две роскошные базилики: св. Апостолов и Агия Ирини, которая посвящена Христу – миру Божию.

11 мая 330 г. город был торжественно освящён. Празднества длились 40 дней. Темпы роста и развития новой столицы впечатляют. К середине IV в. (т.е. через 25 лет после основания) население Константинополя превысило 200 тыс. человек.

Многие христианские идеи нашли отражение в новом законодательстве. Например, император запретил ставить клейма на лица преступников, т.к. лицо отражает образ Божий. Указом 321 г. воскресенье было объявлено нерабочим днём. Труд в воскресенье был запрещён, кроме необходимого на фермах, а также и в судах, чтобы освобождать рабов.

Классик церковной историографии А.П. Лебедев писал: «…Константин первый понял то, чего не понимали его предшественники, даже те из них, которые в душе были благосклонны к христианству. Обладая прозрением гения, Константин ко благу цивилизации и к выгоде для государственного благосостояния смело и могуче порвал…с язычеством… Этот шаг Константина настолько значителен, что решительно все историки считают его гигантским…Главное, что поражает…при взгляде на Константина, как первого христианского императора, это то, что он стал на стороне христианства и христиан в такое время, когда число христиан по сравнению с язычниками представляло меньшинство.

А вот что пишет Константин Великий: «Ставлю в свидетели Самого Бога, Помощника в моих предприятиях и Спасителя всех, что во всех действиях я руководствовался двумя побуждениями. Во-первых, я предположил представления всех людей о Божестве соединить как бы в один общий строй и, во-вторых, возвратить прежнее здоровье целому организму Империи, поражённому как бы некоей тяжкой болезнью».

Миланский эдикт  ясно провозгласил, что христианство не есть принадлежность какого-либо определённого народа, а есть универсальная религия, религия всего человечества! Константин нашёл и надлежащий юридический термин corpuschristianorum, «общество христианское».

Главные принципы первой христианской империи

Последующие императоры иногда пытались издавать собственные вероучительные определения, но они тут же сталкивались с упрямым фактом: Церковь совсем не была расположена признавать их заявки на непогрешимость.

Кроме того, и Юстиниан, и его ближайшие преемники слишком хорошо разбирались в богословии, чтобы серьёзно выдвигать цезарепапистские претензии. Их подход был сформулирован в 6-й новелле Юстиниана, датируемой 16 марта 535 г.: «Высочайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, – это священство и царство. Первое служит делам Божественным, второе заботится о делах человеческих… Оба исходят из одного источника…».

Провозглашённая цель – добиться согласия или «симфонии» между этими двумя дарами, а не в подчинении одного из них другому. В Византии эта «симфония» никогда не была выражена в четких юридических терминах: речь идет скорее о некоем умонастроении, а не о системе управления. Да, некоторые императоры могли воспринимать симфонию весьма произвольно, но в Византии Церковь никогда не была формально подчинена государству. Симфония власти и Церкви присутствовала также и на Руси вплоть до Петра I.

Византийская Церковь всегда могла поставлять патриархов, способных противостоять произволу императоров. Даже если злоупотребления властью того или иного императора были приняты каким-либо слабовольным патриархом, то рано или поздно они всё равно бывали осуждены церковными властями.

В отличие от языческого культа с его обожествлением кесаря христианство в этот период акцентировало внимание на разделённости сфер Божественной и царской (разделение функций, но симфония власти), подчеркивая при этом верховенство закона духовного над человеческим.

Это нашло закрепление в «Конституции» Императора Юстиниана Великого – самого совершенного кодекса римского права. Дигест Юстиниана гласит: «Властью Бога Нашего управляя Империей, которая передана Нам Небесным величием, Мы и войны счастливо преодолели, и мир украшаем, и устои государства поддерживаем».