Русский народ своей культурой сплачивает все остальные народы

Православные священнослужители об общероссийской идентичности …

Президиум Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям поручил Минобрнауки совместно с Российской академией образования проработать вопрос о создании научно-экспертного центра по вопросам формирования общероссийской гражданской идентичности.
«Совсем скоро наступит 4 ноября — День народного единства. Несмотря на то что власть постоянно пытается объяснить населению, что этот праздник важен, оно в большинстве своем этого не понимает, считая обычным выходным днем. В сознании нашего общества он еще не занял ту нишу, где формируется российская идентичность, которая должна осознаваться каждым гражданином России вне зависимости от места его проживания и национальности», — пояснил газете «Известия» внимание к вопросам идентичности председатель комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Виктор Водолацкий.
Это один из самых сложных вопросов современной России. С одной стороны, после распада СССР Россия, в отличие от большинства остальных «постсоветских» республик, с самого начала строила себя как государство многонациональное. Даже слово «русский» в официальном обиходе почти не употребляется: его стараются всюду, где только можно, заменить на «российский» или «россиянин».
С другой стороны, и исследования общественного мнения, и простой повседневный опыт показывают, что ощущение себя в первую очередь гражданином России и восприятие всех сограждан как «своих» (а это и есть общероссийская идентичность) – еще довольно слабы. В последние 23 года мы видели и вспышки насилия на национальной почве в самых разных регионах, и как «выдавливают» из многих национальных автономий «нетитульные национальности», и как русских публично и безнаказанно называют «оккупантами» и советуют им «убираться домой», и многое другое. Все это показывает, что до положения, когда каждый бы ощущал себя прежде всего гражданином России, – а уже потом русским, татарином, евреем или кабардинцем, – нам еще очень далеко.
Следует отметить, что в этом году ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. События на Украине, возвращение Крыма вызвали у народа прилив патриотических чувств, когда каждый почувствовал гордость за то, что он является гражданином великой страны.
В Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям считают, что улучшить межнациональные отношения можно при помощи СМИ. Предлагается, во-первых, последовательно освещать роль русского и других народов России в становлении и развитии российского государства. Во-вторых, по мнению членов Совета, СМИ должны больше уделять внимания жизни регионов.
А заместитель руководителя рабочей группы по вопросам реализации Стратегии государственной нацполитики РФ Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев считает, что в перспективе в России должно появиться министерство по делам национальностей.
«Что, на ваш взгляд, должно измениться, чтобы в России сформировалась единая гражданская идентичность? Как вы оцениваете рекомендации Совета по межнациональным отношениям?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, считает: то, что поручено такое задание, – знаковое, важное событие.
«Люди думающие, которые болеют за будущее нашей страны, еще 15-20 лет писали о необходимости формирования национальной идеи: с какой целью существует наша страна, ради чего должны трудиться ее граждане, за что, в конце концов, если потребуется, они должны умирать. Понятно: за олигархов или какие-то нездоровые идеи они делать этого не захотят. Безусловно, важно сформировать цель, смысл. И как раз в России такое возможно, потому что исторически Россия формировалась как государство идеи. Оно по-разному именовалось – Русь святая, Русь великая, Русь державная. Русь, которая, как земное государство готовит своих граждан к возможности жить в Царствии небесном. Здесь и национальные, и религиозные факторы, конечно, имеют большое значение. Очень хотелось бы надеяться, что всеядное Минобрнауки, которое может сожрать любую здравую идею, переварив ее в нежизнеспособный суррогат, на столь благое намерение не окажет пагубного влияния, и что все-таки в каких-то государственных документах эта национальная идея, эта идеология жизни наших соотечественников, русских людей, кем бы по национальности они ни были, будет отражена. Наверное, это единственное, что может сегодня сохранить Россию от распада, от поглощения западной или восточной цивилизацией. Я считаю, это будет панацеей, способной оздоровить наше российское общество, а через это и все человечество, как бы патетически это ни звучало», – подчеркнул он.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, всегда выступал за то, чтобы у нас было единое Российское государство, пусть и федеративного устройства.
«А для этого нам необходимо свою национальную, религиозную, культурную самобытность сохранять и укреплять. Если в нашей стране-федерации каждому, даже самому малочисленному народу, будет предоставлена такая возможность, люди будут относиться к нашей большой Родине – России – внимательно и с любовью.  Я украинец. У меня в России нет никаких препон для изучения своего родного языка, своей истории, традиций. Как я буду выступать против нашей Родины, если она с уважением относится к моей национальной культуре? Если так будет повсеместно, думаю, единству быть. Мы очень уважительно относимся к людям всех национальностей, которые проживают в нашем районе. У нас отмечают главный казахский праздник Наурыз, и на него казахи приглашают всех жителей. И мы приглашаем всех на наши праздники, – например, на Красную Горку. Что же касается больного вопроса, касающегося русского народа, я считаю, здесь действительно есть большие недоработки. Мы, малые народы, как-то о себе заботимся, а русский народ предоставлен самому себе. Не очень чистоплотные люди могут этим воспользоваться и подогревать определенные настроения, утверждая, что русских принижают. Здесь необходима комплексная работа на всех уровнях», – продолжил он.
«Почему-то считается: “российский, значит русский”. Я никогда между этими определениями знак равенства не ставил. Россия – родина для всех живущих в ней народов, но первую скрипку, конечно же, играет русский народ как государствообразующий. И он своей культурой сплачивает все остальные народы. В этом русскому народу, конечно, нужно помогать, – чем мы, собственно, и занимаемся. Например, проводим Дни славянской письменности и культуры, подчеркивая единство всех славянских народов. В этом году благодаря юбилею – 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского – мы объясняли взрослым, подрастающему поколению, что такое русский характер, русская национальность, почему Сергий Радонежский был основоположником именно русского национального государства, русского национального характера и духа, старался защитить единство нашей страны. Это то, чего нам сейчас не хватает – понимания русской души. И тогда вопросы, которые ставятся, отпадут сами собой. Очень хорошо, если в нашей стране будет создано Министерство по делам национальностей. Главное, чтобы его деятельность не оказалась формальной. Как ни хотели из нас сделать единый советский народ, этого не получилось. Национальное чувство – очень сильное, его впитывают с молоком матери. Мне кажется, это во многом послужило причиной развала Советского Союза. Если бы в то время больше внимания уделяли самобытности народов, распада советского союза не произошло, и геополитически мы свои интересы представляли сейчас лучше. Очень хорошо, что вопрос формирования общероссийской гражданской идентичности поднимается на государственном уровне. Действительно, им нужно серьезно заниматься, причем научно. Этот вопрос должен быть проработан, чтобы русский народ понимал: он не брошен, государство о нем заботится», – заключил священник.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, отметил, что в России уже была единая гражданская национальная идентичность, потом ее заменили неким идеалом пролетарского интернационализма, и народам нашей страны пришлось пройти сложный путь протяженностью несколько десятилетий.
«Установление Дня народного единства было очень важным шагом для формирования этой национальной гражданской идентичности, потому что не только русский народ, но и многие другие народы нашей страны принимали активное участие в защите отечества от интервентов. Конечно, многие до сих пор воспринимают этот праздник просто как выходной день. Это связано с тем, что большинство людей не знает о его исторической основе. Но такие вещи происходят не сразу, ошибки прошлого исправляют в течение долгого времени, и исправляет ювенальная система. Поэтому создание предлагаемой институции, конечно, пойдет на пользу: проблема должна быть изучена со всех сторон, и необходимо также предложение, как ее решить на практике. Но проблема действительно существует, и не нужно преследовать цель нивелировать все национальные противоречия. Они существовали, существуют и будут существовать. Просто необходимы такие условия, при которых русский народ не будет ущемлен. Сильная русская нация – залог развития всех народов нашей страны», – подчеркнул о. Серапион.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, считает: идея, быть может, и неплоха, но прежде чем что-то формировать, нужно понять: чтобы быть едиными, необходима такая правовая система и такие законы, которые не противопоставляют богатых бедным, чеченцев – русским.
«Мы видим, к чему приводит клановость и безнаказанность кавказских народов. Известно, что в кавказских регионах на домах русских пишут: “вам здесь не место, уезжайте”. Выходцы с Кавказа приезжают в Москву, Санкт Петербург и другие регионы с уже устоявшимися понятиями. Они уверены, что все покупается и продается, поэтому и ведут себя соответственно. Это, конечно, вызывает неприязнь у местного, коренного населения. Вот когда у нас перестанут закрывать на эти вещи глаза, когда русский человек удостоверится, что он защищен, а виновный, кем бы он ни был, понесет наказание, только тогда народ сплотится. А стрельба на свадьбах, попытки отбить у полиции «своих» на рынках, – все это к хорошему не приводит. Два негодяя-чеченца устроили где-то стрельбу – у коренного население складывается определенное мнение в отношении всего чеченского народа. Чтобы это искоренить, нужно наказывать сурово и жестко, не смотря на национальность или общественный статус. Когда люди увидят, что виновные несут наказание, произойдет первый шаг к сближению. Разделяет людей неравенство и безнаказанность. И, конечно же, второй момент – нужно пресекать попытки проникновения на территорию нашей страны радикального ислама. Насаждение его ведет к терроризму», – заключил священник.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, напомнил старую истину: кто не знает своей истории или пытается отказаться от нее, рискует пережить ее вновь – причем в самых трагических проявлениях.
«Сейчас наше общество, наш народ, учитывая опыт минувших столетий, может назвать вещи своими именами; сказать, кто и какую роль сыграл в истории этой страны, в формировании ее многонационального населения, единого народа. И пока мы будем стыдливо убирать из обихода слово “русский”, любые новые праздники, – в том числе и День народного единства, – будут просто выходными. Но если мы вспомним свою историю, ту государство- и культурообразующую роль, которую тот или иной народ сыграл в истории нашей страны, то вспомним и что 4 ноября – это никакой не День единства, это день Казанской иконы Божьей Матери. Если мы обратимся к национальным, культурным, религиозным истокам своего народа, своей жизни, тогда можно будет говорить и о формировании российской идентичности, и об осознании того единства, идеи которого через этот государственный праздник нам безуспешно пытаются донести», – подчеркнул он.
03-11-2014 23-59-05Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает: «Хорошо, что будет создано учреждение, где эти проблемы смогут обсуждать представители разных национальностей, конфессий и слоев общества. Но одного обсуждения недостаточно. Вопрос о национальной идентичности связан с внутренним состоянием народа, духовной сущностью, а это лежит в плоскости религиозной. Невозможно говорить о национальной идентичности, игнорируя веру, христианство».
«Если посмотрим на нашу историю, то увидим, что цементировало Российскую империю православие, как идея и даже в какой-то момент как часть госаппарата. Это определяло внутреннюю жизнь людей, давало внутренние ориентиры, создавало модель поведения. Так что говорить об идентичности, минуя этот вопрос, неправильно. И обсуждение новой концепции национальной идентичности должно проходить при участии Русской Православной Церкви. Современной России нужна определенная идея, в рамках которой будет построена жесткая система образования, воспитания, работы СМИ. Безусловно, и без свободы слова нельзя. Но если в государстве не будет четких ориентиров, – а они есть в любом обществе, в американском в том числе, – не будет и конкретной идеологии. Так что мы должны последовать за лучшими образцами демократии в этом смысле и сформировать жесткую идеологию, формируя в нашем обществе национальную идентичность», – заключил он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что любая подобная инициатива в этом направлении хороша, и если наши чиновники начинают задумываться на эту тему, это похвально.
«Но с другой стороны, почему наши чиновники ищут ответ на вопрос где-то на поверхности? Мне кажется, нужно начинать изнутри. Если изучать историю и посмотреть на то, как сформировался русский народ, русская культура и идентичность, то опять-таки мы приходим к вопросу о вере нашей, на которой основана как раз наша культура. И здесь правильно было бы поддерживать во всем Русскую Православную Церковь. Если русский народ будет рожать детей и, в отличие от Европы, сохранять семейные ценности, то искусственно не надо будет ничего придумывать. Русский народ сам будет жить своей жизнью и своими интересами, а не смотреть по сторонам», – заключил священник.