Новосибирское духовенство в годы гонений

Репрессированные в 1930 году священники из сел Ордынского района: Козиха, Красный Яр, Верх-Ирмень, Пичугово.

В журнале «Живоносный Источник», №1 (2) за 2010 год были опубликованы воспоминания С.Н. Ермолова, сына священномученика протоиерея Николая Ермолова, служившего в Ордынском районе Новосибирской области. В тексте описывается один характерный случай: «Не помню точно, в каком году это было, где-то между 1931 и 1933 годом, осенью. В селе Козиха был престольный праздник. Священник, отец Василий Краснопёров, пригласил для торжественной службы священников из соседних сёл. Из Верх-Ирмени — отца Ивана Салмина, из села Красный Яр — отца Василия Акципетрова, из села Пичугово — отца Николая Назарова (он учился с папой в Самарской семинарии). После службы они пришли обедать в дом Краснопёрова. Во время еды к ним пришел пьяный местный коммунист и стал лезть к столу, мешая сидящим. Отец Василий (хозяин) смог вытолкнуть его в сени и закрыть крючок. В сенях было окно. Пьяный голой рукой ударил по стеклу и поранился, полилась кровь. Он выбежал на улицу и стал кричать: “Попы хотели меня зарезать”. Через два дня всех четверых увезли в Новосибирск. И больше о них ничего не известно. Эти подробности мы узнали от жены отца Василия Краснопёрова».

Недавно благодаря помощи сотрудников архива УФСБ по Новосибирской области удалось узнать подробности этого происшествия. Из документов архивного уголовного дела №15384 за 1931 год мы узнаем точную дату ареста (это был престольного праздника Козихинского храма — 21 ноября 1930 года) и некоторые биографические сведения об учатниках событий.

Священник села Козиха Василий Петрович Краснопёров, 1886 года рождения был уроженцем Вятской губернии. До 1920 года работал кузнецом в Болотнинском районе, с 1920 года — диакон Михаило-Архангельской церкви села Козиха, с 1925 года — священник того же храма. Из анкеты, заполненной отцом Василием Краснопёровым, узнаем, что в то время у него было шестеро детей от полутора до 14 лет, жил он в домике 6×7 аршин. Записано также: «арестован сельсоветом с. Козиха».

Священник села Красный Яр — Василий Андреевич Акципетров. 1882 года рождения, образование — 3 класса духовной семинарии. У отца Василия Акципетрова на момент ареста было четверо детей от 3 до 16 лет.

Священник села Пичугово Николай Николаевич Назаретов со своим псаломщиком Николаем Степановичем Голубевым также принимал участие в престольном празднике.

В деле упоминается и священник села Верх-Ирмень Иоанн Салмин, 1890 года рождения, уроженец Пермской губернии, образование — 3 класса духовного училища. Он также побывал на престольном празднике 21 ноября.

По поводу совершенного «преступления» в протоколе допроса отца Василия Краснопёрова нет вообще ничего, кроме таких слов: «По окончании всенощной пришли в мою квартиру, выпили немного водки и легли спать… После обедни пошел в гости к церковному старосте Шашенко Тимофею Михайловичу».  Далее отец Василий написал, с кем он еще виделся в тот день. Упоминается и родственник церковного старосты, тракторист-коммунист, но о какомлибо столкновении с ним не говорится ничего.

Отец Василий Акципетров в протоколе допроса написал, что заехал в село Козиха в тот день по хозяйственной надобности. Подъехал он к храму уже к окончанию службы. Покрестил ребенка из Красного Яра, зашел в гости к отцу Василию Краснопёрову, немного выпил и уехал назад в Красный Яр. Арестованные  были доставлены сначала в районный центр Ордынское, затем в Новосибирск в ДПЗ  (видимо, дом предварительною заключения). Церковный староста Т.М. Шашенко и псаломщик из Пичугово Н.С. Голубев были вскоре освобождены из-под стражи как не участвовавшие в «преступлении». В это время шел сбор компромата на священников.

«Антисоветская» деятельность отца Василия Акципетрова «подтвердилась» выпиской из протокола заседания Президиума Красноярского сельсовета от 12 декабря 1930 года. В ней говорится: «Акципетров индивидуально обрабатывал бедноту, шел на защиту кулачества, хлеб агитировал государству не сдавать». В деле есть и другие свидетельские показания, написанные карандашом неразборчивым почерком — вклад односельчан в борьбу с «врагами народа».

ОГПУ,  разобравшись  в деле, 30 декабря 1930 года вынесло постановление: «Участие в избиении коммунара на почве классовой мести не подтвердилось, но имеется ряд данных об их участии в антисоветской деятельности, направленной к срыву хлебозаготовок». Арестованные были оставлены под стражей, а ордынскому уполномоченному ОГПУ было дано задание переделать материалы под новое дело.

Итогом работы ордынского уполномоченного является обвинительное заключение, целиком основанное на свидетельских показаниях 10-12 односельчан, разоблачавших антисоветскую деятельность священников. Вещественных доказательств в деле нет, сами свидетели не приводят каких-либо фактов подрывной деятельности, кроме агитации: «Группа на протяжении ряда лет вела антисоветскую агитацию, в результате чего хлебозаготовки и коллективизация проваливались ив с. Красный Яр получилось волнение, и крестьяне не давали вывозить из села хлеб на ссыпной пункт, так как ждали падения советской власти… Проводили сборища в своих домах и собрания за селом…».

Дело было передано уполномоченным в Особую Тройку ПП ОГПУ для внесудебного рассмотрения.

Особая Тройка сочла вину доказанной, и 18 мая 1931 года присудила виновных к расстрелу по обвинению по статье 58-10 (антисоветская деятельность). Вместе с четырьмя священниками был приговорен к высшей мере наказания и житель села Козиха Нестор Борисович Киселев, также участвовавший в «антисоветской агитации».

Далее последовал документ от 21 мая 1931 года за подписью начальника ОГПУ Западно-Сибирского края Л.М. Заковского под названием «Приказание коменданту ПП ОГПУ ЗСК» о расстреле осужденных. На следующий день, 22 мая 1931 года они были казнены, о чем был составлен соответствующий акт 13.

Всего, таким образом, они провели в заключении 6 месяцев, с 21 ноября 1930 года. Священники эти не принадлежали к обновленческому расколу — это подтверждается тем, что имена их вместе с именами священномучеников Николая Ермолова и Иннокентия Кикина находятся в «Списке приходов церквей духовенства Новосибирской Епархии», относящемся к 1925-1927 годам.

Вечная память убиенным иереям Василию, Василию, Николаю, Иоанну и рабу Божию Нестору!