Блаженный старец Иосиф Ватопедский и его изречения

1 июля 2009 г. скончался известный афонский подвижник,  ученик старца Иосифа Исихаста, схимонах Иосиф Ватопедский  (1921–2009).

Старец Иосиф родился на острове Кипр в многодетной крестьянской семье. Его мать родила дитя на седьмом месяце беременности в день памяти святых бессребренников. Вначале она думала, что ребенок мёртв, но он чудесным образом выжил.

Двенадцать лет находился молодой инок в послушании у старца Иосифа Исихаста

Будущий старец начал свой монашеский путь в шестнадцатилетнем возрасте. Его духовным отцом стал великий старец Иосиф Исихаст. Двенадцать лет находился молодой инок в послушании у отца Иосифа до блаженной кончины последнего в 1959 году. Это ученичество оставило неизгладимый след в душе инока. Подвизаясь под руководством такого старца, Иосиф Ватопедский и сам вырос в духовного наставника.

В 1989 году, по решению Священного Кинота Святои?  Горы Афон и с благословения Вселенского Патриарха, отцу Иосифу было поручено внешнее и внутреннее восстановление монастыря Ватопед — второго по чину среди афонских обителей. Трудами старца Иосифа и его духовных чад Ватопедская обитель была за короткий срок восстановлена из руин.

Старец Иосиф Ватопедский на смертном одре  Старец Иосиф Ватопедский на смертном одре

Через полтора часа после смерти старца Иосифа совершилось чудо: когда монахи в последний раз открыли лицо старца, все стали свидетелями блаженной улыбки,  явившейся на устах подвижника. Умерший улыбнулся, тем самым «действенно запечатлевая свидетельство общего воскресения», по словам настоятеля Ватопеда архимандрита Ефрема.

Современники свидетельствовали о старце:

Монах Иосиф Дионисиатский: «Благодаря отцу Иосифу наполнился монахами и превратился в духовную оранжерею монастырь Ватопед» .

Архимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед: «Блаженный достиг великой степени любви к Богу и ближнему. Перед теми, кто его не знал, вставал вопрос: как неграмотный человек мог написать шестнадцать книг на духовные темы? А ответ прост — по благодати Божией, происходившей из события Пятидесятницы. Так же, как неграмотные рыбаки Христовы возродили и преобразили вселенную».

«Всякий раз, когда блаженный старец подходил ко Причастию, из его глаз истекали реки слёз. Ни разу он не причащался без слёз. Сердцем он постоянно духовно ощущал любовь Божией Матери, Которую так сильно любил. И плакал всякий раз, едва заслышав Её имя».

1982 год. Старец Иосиф Ватопедский в монастыре Кутлумуш с преподобным Паисием Святогорцем и своим духовным чадом иеромонахом Афанасием (ныне митрополитом Лимасольским)  1982 год. Старец Иосиф Ватопедский в монастыре Кутлумуш с преподобным Паисием Святогорцем и своим духовным чадом иеромонахом Афанасием (ныне митрополитом Лимасольским)

«Старец творил огненные молитвы за весь страждущий мир. Он молился не только за знакомых и незнакомых, но и за своих клеветников. Однажды утром я увидел его сильно изнурённым, а глаза его были полны слёз. Тогда я спросил:  “Старче, что происходит, что ты так изнурён?”  Он ответил: “Чадо, сегодня вечером я молился много часов подряд. Я сильно оплакивал того, кто клевещет на меня. Я просил Бога просветить и спасти его душу”«.

Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра:  «Старец Иосиф был мерилом, эталоном для Святой Горы, он был движим желанием видеть каждого монаха любящим Бога. Каждая встреча со старцем была духовным опытом».

Почтим светлую память старца, вспомнив его духовные наставления:

Не огорчай никого

Старец Иосиф Ватопедский  Старец Иосиф Ватопедский
  • «Если хочешь молиться, как подобает, не огорчай никого, иначе всуе будешь молиться».
  • «Если не хочешь отпасть от любви Бога, никогда не делай так, чтобы брат твой засыпал, имея на тебя обиду,  или ты сам засыпал, имея на него».
  • «Если держишь зло на кого-то, помолись о нём и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти».

Смысл жизни

  • «Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории,  — это исполнение заповедей Христовых».

Гнев — тень эгоизма

  • «Причины, вызывающие гневную страсть,  многочисленны, но сходны между собой и зависят друг от друга, поскольку связывает их корыстолюбие и себялюбие.  Где торжествует гибельный эгоизм, там обязательно присутствует и его тень — гнев».
  • «Почему же возникает гнев? Да потому, что на пути себялюбия возникают препятствия».

Когда терпишь бесчестие

  • «Тот, кто терпит бесчестие, хотя мог и ответить на него, избавляется от грехов. За своё терпение он обретает от Бога утешение, поскольку поверил Ему».
  • «Когда почувствуешь печаль или боль от того, что кто-то тебя оскорбил или пристыдил, знай, что получил ты от этого пользу великую, потому что вышло из тебя тщеславие».
  • «Говори с кротостью, и не попустит Бог, чтобы тебя поносили и унижали. Если будешь поступать со всеми по любви, тогда и другие будут обходиться с тобой, как с другом своим. Избегай выставляться перед другими и ни в чем не преткнёшься по Промыслу Божию. Если всё с верой предашь в руки Промысла, не впадёшь в искушение».

Скорби и болезни

  • «Как ночь сменяет день, а зима — лето, так и тщеславие и сластолюбие сменяются скорбями и болезнями или в настоящем времени, или в будущем».
  • «Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство, так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби».
  • «Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога, и у тебя всегда будет повод для покаяния».
  • «Врачующие тело не дают одно и то же лекарство всем. Так и Бог, исцеляющий болезни души, знает не один только вид лечения, который подходил бы всем, но в каждой болезни предлагает своё лекарство, способствующее выздоровлению».

Искушения

  • «Всё то, что нарушает спокойствие и размеренность нашей жизни, называется искушением».
  • «Во время благополучия и достатка обретается много друзей. Во время искушений найдёшь ли хоть одного?»
  • «Всё, что с нами происходит, мы склонны объяснять по-своему. Однако скольким испытаниям мы должны подвергнуться, то знает лишь один Бог, Который их попускает».
  • «Мы, будучи христианами, каждый день стараемся исполнять наши христианские обязанности, но как бы ни было велико наше старание, мы всё равно где-нибудь делаем неверный шаг, поскольку безошибочного пути не существует… обычно наше покаяние бывает неполным,  недостаточным для того, чтобы изгладить вину, и, значит,  остаются неоплаченные долги. … они остаются неизвестными нашему собственному рассуждению, в то время как правосудию Божию известны с точностью. Что мы должны тогда делать? Если мы не можем принести достойное покаяние в полной мере здесь, нас ждёт будущее осуждение и смерть,  и мы лишаемся спасения. Чтобы этого не случилось,  Божественная воля промыслительно посылает наказание, то есть “примирительную скорбь”, невольный,  причиняющий душевную боль случай, который по тяжести соответствует количеству ошибок, и так происходит  “уплата долга”. Итак, искушаемый человек не должен удручаться и роптать ни на что, поскольку он оплачивает долги собственного нерадения или зложелательства».
  • «Существуют также искушения, приобретённые через общение и участие в чужих искушениях. Это участие может быть восходящего и нисходящего типа. Например, обижающий участвует в искушениях обижаемого, клеветник —  оклеветанного, обвиняющий — в искушениях обвиняемого и так далее — это участие нисходящего типа».
  • «Восходящий тип участия — это когда духовные отцы через свою молитву подъемлют искушения своих духовных чад и вообще всех, за кого они молятся. Есть и великие искушения — те, которым подвергались святые Апостолы и Сам Христос, принявший на Себя грехи всего мира».

Покаяние

  • «В период моей жизни с нашим приснопамятным старцем Иосифом Исихастом я допустил некую погрешность по неведению, и он наложил на меня епитимию — пройти пешком утомительный и длинный путь. Когда я его спросил,  какова цель этой епитимии, он с печалью ответил мне:  “Вместе с покаянием необходимо понести и деятельное злострадание, для того чтобы загладить вину, иначе на нас обрушится по Промыслу Божию невольное наказание и,  возможно, оно будет гораздо тяжелее и больнее, поэтому мы предотвращаем его вольным удвоенным покаянием, и так устанавливается равновесие”«.
  • «Как-то раз на кладбище я встретил одну благочестивую женщину преклонных лет, которая с печальным видом сидела у одной из могил. Я осмелился спросить, в чем причина её скорби, и она ответила: “Ах, отец мой,  как неразумно я прожила свою жизнь! Если бы в молодые годы я думала о неминуемой старости, на безобразие которой теперь стыжусь смотреть в зеркало, то не совершила бы столько безрассудных поступков! Я не вела бы такую разгульную жизнь, из-за которой и сама погрузилась в омут греха, и других совратила. И я не стала бы такой жалкой жертвой алчности, если бы вовремя осознала, что на самом деле мне принадлежит только вот это место среди могил, за которым сейчас в безмолвии наблюдаю…” Я был искренне растроган и порадовался за эту печальную женщину,  которая на склоне лет всё же смогла обрести истинное понимание смысла человеческой жизни…»
  • «Зрение своих грехов есть величайший дар Божий,  который выше любых высоких созерцаний. Когда мы осознаём нашу внутреннюю тьму, когда открывается нам всё безобразие и отвратительность греха, тогда и Божественная благодать подаёт помощь и удостаивает своего утешения».

Духовные дары

  • «Духовные дары — это дары Самого Святого Духа. Среди них одни кажутся большими, другие меньшими, но все они подаются ради нужд Церкви и проявляются всякий раз, согласно обстоятельствам, для пользы верующих».
  • «Крепким в вере подается дар исцеления, в то время как тщательным по отношению к совести —  пророчество».
  • «Самые простые по характеру, которых можно причислить к духовным младенцам, всегда изобилуют дарованиями».
  • «Поскольку наши отцы считают, что рассуждение  “превыше всех добродетелей”, то мы не ошибёмся, если поставим его на первое место как превосходнейший дар. Рассуждение — это разумное и безошибочное суждение о понятиях и вещах, которое сообразуется со временем, средствами, местом,  обстоятельствами и служит к назиданию. Рассуждение —  это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности,  посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события».
  • «Если, например, несколько человек совершают один и тот же грех, то в свете рассуждения разница между ними очевидна. Рассуждение и есть та соль, которой приправляют пищу и предохраняют её от порчи. Четверо вкусили пищу прежде установленного времени или сверх меры.  Первый ел, потому что был голоден, второй исполнял предписание врача, третий ел потому, что ему понравилась еда и он победился желанием, а четвёртому просто нравится вести своевольную и невоздержанную жизнь. Как в этом случае можно вынести один на всех суд?»

Материал подготовила Ольга Рожнёва

1 июля 2015 года