ВЕЛИКАЯ БОЖИЯ ТАЙНА

Представляем новинку издательства «Вольный Странник» – книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Книга эта составлена архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и названа им настольной. Она предназначена для помощи тем, кто стремится к «почести вышняго звания», к обретению верного и прямого пути ко спасению, дабы, шествуя оным, благочестиво пожив на земле, наследовать и Царство Небесное.

Ответы, получаемые в писаниях отцов, проверялись моей длительной монашеской жизнью на личном опыте и на опыте других

Монашество – великая Божия тайна. И для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу иночества, на все времена сохранил Господь в писаниях опыт отцов, которые прошли этим путем в радость Вечности. А сей малый сборник собрался как ответы на вопросы, которые ставила предо мной жизнь за время моего становления и жизни в тайне монашества. Мое монашество началось с послушничества в шестилетнем возрасте и до 56 лет проходило на приходе, среди волнений и забот многомятежного мира, и завершается тридцатилетним монашеским житием в сем древнем монастыре. Вопросов мне, пастырю, было много, и у пастыря-­монаха их возникало не меньше.

А ответы, получаемые в писаниях отцов, проверялись моей длительной монашеской жизнью во времени, на личном опыте и на опыте других. И вот теперь, как крупицы живого опыта, хочу оставить этот сборник в завет и назидание, и практическое руководство инокам, и в научение мирянам: всем, в чьем сердце затеплится любовь к таинственному монашескому житию в Боге.

Настольная книга для монашествующих и мирян. Сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Настольная книга для монашествующих и мирян. Сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Насельник Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря
многогрешный архимандрит Иоанн.

Преподобный Антоний Печерский. Фреска Успенского собора. XVI вПреподобный Антоний Печерский. Фреска Успенского собора. XVI вНачало монашескому образу жизни положено было еще в III веке, но в IV веке оно получает полное развитие. Ослабление строгости христианской жизни, со вступлением в Церковь таких язычников, которые в христианстве заботились только о мирских интересах, побуждало ревнителей благочестия уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь в подвигах самоотречения, молитве и размышлениях о Боге. В ряду таких подвижников первое место занимает преподобный Антоний Великий, по справедливости считающийся основателем монашества. Он родился в Египте в 251-м году, в богатом христианском семействе. Когда ему было 18 лет, родители его умерли, и он остался наследником значительного состояния. Но сердце Антония не лежало к земным благам. Однажды, придя в церковь, он услышал слова Евангелия: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Это изречение благочестивый юноша принял как Божественное призвание к жизни самоотреченной и поступил так, как было сказано: продал свое имение, деньги раздал бедным, а сам удалился к одному старцу-­отшельнику, обитавшему вблизи его родного селения, и под его руководством предался подвижнической жизни. Но, стремясь к совершенному уединению, юный подвижник скоро оставил старца и поселился сначала в пустой гробовой пещере, а потом в развалинах старой крепости на восточном берегу Нила, где не было никакого человеческого жилища. 20 лет прожил в этих развалинах св. Антоний в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя всевозможным лишениям.

20 лет прожил св. Антоний в совершенном уединении, подвизаясь в посте и молитве и подвергая себя всевозможным лишениям

Только два раза в год некоторые из его друзей приходили к нему сюда и приносили ему хлеб, получая взамен корзины, сделанные руками преподобного. Суровая отшельническая жизнь, которую вел преподобный, проходила, однако, не без тревог и волнений. С одной стороны, великий подвижник нередко подвергался искушениям от демонов, наводивших на него страх и ужас разными чудовищными привидениями, а с другой – его душу смущали собственные его помыслы об удовольствиях и наслаждениях, оставленных им в мире. Увеличив свои труды и усилив молитвы, он, наконец, укрепился настолько в духовной жизни, что ни демонские искушения, ни собственные помыслы не тревожили его более. Слава о необыкновенной жизни Антония между тем распространилась по всему Египту, и многие из христиан стали посещать его, а некоторые пожелали даже поселиться около него, чтобы под его руководством вести такую же подвижническую жизнь. Антоний согласился принять на себя обязанность руководителя в отшельнической жизни, и вокруг него образовалось целое общество учеников-­подвижников. Это была первая монашеская община (305 г.).

Пример трудолюбия

Про святого Дорофея епископ Еленопольский Палладий говорит следующее. 60 лет пробыл преподобный Дорофей в одной пещере, проводя самую тяжелую жизнь. Будучи трудолюбивым, он ежедневно, в самый полуденный зной, ходил к морскому берегу, собирал там камни и из них строил келлии тем из братии, которые сами строить не могли. Раз, продолжает Палладий, я сказал ему: «Зачем ты, старче, будучи в преклонных летах, так мучаешь свое тело, работая в полуденный зной?» – «Затем мучаю,– отвечал преподобный,– чтобы оно не мучило меня».

Ел он один сухой хлеб и мало зелия, пил одну воду

Ел он один сухой хлеб и мало зелия, пил одну воду. Ни разу не видел я его лежащим хотя бы на рогоже, ни спящим. Все ночи плел он корзины из финиковых ветвей и их продажею снискивал себе пропитание. Однажды мне пришла мысль: не при мне ли только он ведет такую жестокую жизнь. Я, вследствие этого, спросил о нем его учеников, и они сказали мне, что такую жизнь он ведет от юности и что никогда он не уснул как следует, а только иногда или дремал, или засыпал во время своей работы или при вкушении пищи, так что и хлеб выпадал из уст его.

Источник: портал Православие.Ru