Горение и выгорание

Почему хорошие пастыри иногда могут нагрубить? Как помочь эмоционально истощенному священнику? Разбираемся в беседе с клириком Троицкого собора в белорусском городе Слоним иереем Сергием Ярмоловичем.

 

Некоторые люди не верят, что священник может выгореть, думая, что благодать от всего может защитить. Правда ли это? Выгорают ли священники?

– Дело в том, что священники – это обычные люди. И как обычные люди они тоже подвержены различным проблемам. Они тоже нуждаются во сне, в еде, и их психика работает так же, как и у обычных людей. Нельзя сказать, что священники – это люди с другой планеты. От них очень часто много требуют – эмоциональной поддержки, эмоциональной заботы, хотят видеть в священнике идеал. А священнику непросто ответить на все эти просьбы людей. Из-за этого у него бывают спады, и, скорее всего, священник подвержен такому явлению, как эмоциональное выгорание.

Проблема заключается в том, что серьезного исследования о том, насколько священники подвержены эмоциональному выгоранию, никто не проводил. Эмоциональное выгорание священника тяжело определить по той причине, что труд священнослужителя – это не обычная повседневная работа, а служение. Вообще, еще когда человек желает стать священнослужителем, он должен ответить на два вопроса: насколько он готов служить, любит богослужение, и насколько он готов делиться своей верой.

Очень часто из-за какого-то перегиба – из-за недостатка богослужений или их чрезмерного количества – у священника бывает эмоциональный спад. При работе с людьми у него тоже могут возникнуть некоторые сложности. Если поток людей, желающих побеседовать с батюшкой, будет слишком большим, он может быть эмоционально неспособен это выдержать. В связи с этим у священника порой в душе появляется барьер. Те, кто это видят, могут решить, что он не такой чуткий и отзывчивый, как раньше.

Однако необходимо отметить, что очень часто эмоциональное выгорание взаимосвязано с духовной жизнью самого клирика. Ведь священник является обычным человеком, он также может согрешить и порой делает это. Как и любой человек, он тоже периодически приступает к исповеди. Груз грехов, который ему порой приходится нести, также способствует эмоциональному выгоранию. И покаяние также порой приводит к эмоциональному подъему у священника.

Расскажите, какие еще признаки есть у пастырского выгорания?

– Обычно у этого состояния есть определенные ступени. Первоначально, если священнослужитель любит свою деятельность, он доволен тем, что делает, – и службой, и работой с людьми. Однако порой на первой стадии эмоционального выгорания из-за частых стрессов и недостатка отдыха данная деятельность начинает приносить все меньше удовлетворения самому священнику. Когда то, что человек делает, не приносит ему должного удовлетворения, наступает момент, что для этой деятельности приходится тратить куда больше энергии. Это очень тяжело выявить со стороны. Чаще всего только сам священник может понять, наступила ли у него первая стадия выгорания.

На следующей стадии порой появляется чрезмерная усталость, даже апатия, могут возникать проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования теряется интерес к своей деятельности, уменьшается продуктивность. Возможно нарушение дисциплины, когда сам священник начинает нарушать те духовные законы, которым учит других людей. Порой бывает, что священник не всегда с радостью идет на богослужение, не отзывчив, когда его просят исповедовать.

Далее наступает стадия, для которой может быть характерен так называемый трудоголизм: человек работает не ради какой-то цели, а просто ради работы. То есть человек целый день работает, но не выполняет рабочую задачу, для него проблема структурировать свою деятельность. Трудолюбивый человек нацелен на то, чтобы за какое-то время выполнить определенную задачу и прийти к своей цели. У трудоголика, как правило, конечная цель не достигнута. Человек тратит очень много времени на различные действия, но задачу не выполняет. В связи с этим он очень устает, ведь работа-то есть. Но он сам не видит от нее результата, из-за чего сильно расстраивается.

Как это проявляется в служении священника? Я правильно понимаю, что речь идет о разного рода приходской деятельности?

– Да, мы не говорим сейчас о богослужении. Дело в том, что священник немного похож на универсального солдата. Если на приходе один священнослужитель, то он не только служит в храме – он вынужден заниматься и воскресной школой, и социальным служением, и миссионерской деятельностью, и работой с молодежью. Даже если у священника есть помощники, он все равно должен выполнять руководящую роль. Приходится очень много думать и о финансовом обеспечении прихода.

Из-за этого может быть такая ситуация. Есть воскресная школа, настоятель прихода ею интенсивно занимается. Нужно подготовить какую-то встречу или урок. На протяжении двух-трех часов священник усиленно занимается этим, вроде бы что-то делает. Но в результате, когда наступает время встречи, батюшка осознает, что он к ней абсолютно не готов, цель не достигнута. Поэтому на определенной стадии священник может замкнуться на своем приходе, боится выйти куда-то в свет. Эмоционально он к этому не готов.

Надеюсь, что до следующей стадии эмоционального выгорания наши пастыри не доходят, стараются как-то бороться. Но если оказываются на ней, у них могут развиваться хронические заболевания. Был у меня такой случай, когда один священник долго не мог избавиться от хронического кашля. Проверили легкие, горло – все хорошо. Стали пить лекарство от аллергии, но ничего не помогало, священник безудержно кашлял на протяжении шести месяцев. Тогда мудрый архиерей дал ему небольшой отпуск и посоветовал попить успокоительные капли. Священник не мог поверить, что капли ему помогут, однако после двух дней приема кашель прошел. Просто сам клирик не осознавал, что из-за загруженности он стал очень сильно нервничать. Его организм выработал защитную реакцию в виде кашля, говоря о том, что нужно передохнуть.

На последней стадии, которая свидетельствует о полном эмоциональном выгорании, физические и психологические проблемы приобретают острую форму и могут спровоцировать развитие сложнейших заболеваний, угрожающих жизни человека. Человек жалуется на настолько большое количество проблем, что самостоятельно он уже не может найти выход. В данной стадии единственным выходом порой становится полная смена деятельности, даже в случае священника.

Как не допустить выгорания?

– Справляться со стрессами и переживаниями священнику помогает благодать Святого Духа. Когда рукополагают в священники или диаконы, произносят определенные слова про Божественную благодать, что она врачует все немощи и восполняет все то, что оскудевает. И действительно, бывает, что будущий священник не имеет хорошего образования, особых талантов, но после хиротонии показывает отличные результаты: может сказать пламенную проповедь, легко привлекает молодежь, когда он молится, хочется молиться вместе с ним. Поэтому очень важно священнику всегда полагаться не только на свои силы, но и на помощь Божию.

Наверное, для священника еще очень важна поддержка его паствы. Если спросить у простых прихожан, сколько времени они тратят на молитву дома за своего священника, окажется, что многие за него вообще не молятся.

Однажды в беседе с одним архиереем я услышал такие рассуждения. Бывает, что на место священника, который переведен на другой приход или отошел ко Господу, приходит кто-то новый. Первое время прихожане, конечно, не очень довольны новым батюшкой, потому что привыкли к прежнему. Но на самом деле Господь всегда ставит на приход такого священника, которого приход заслуживает. То есть если приход молился о мягком священнике, появится мягкий, если для наставления людям нужен более твердый священник, придет твердый. Кто бы ни пришел, именно этот священник, скорее всего, и нужен.

Что еще может предупредить выгорание пастыря?

– В первую очередь, это, наверное, свободное время, которого у священника порой не так уж и много. Вообще, важнейшее условие для духовного роста педагога, священника – это время. Необходимо понять, что чем меньше у священника времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами и прочими делами, тем больше и быстрее опустошается его духовный мир.

Время – это большое духовное богатство для священнослужителя. Ведь иногда бывает так: он заканчивает семинарию, его направляют на приход, и порой священник бывает там настолько загружен, что нет времени открыть книгу и что-то почитать. В связи с этим его развитие останавливается, его дети его не видят, что тоже не очень хорошо. Все это опустошает.

Может быть, большой поддержкой для священника станут те прихожане, которые смогут увидеть в нем друга. Не наставника, не человека, к которому можно прийти в любой момент, а друга, с которым можно просто поговорить, к которому нужно порой приходить на помощь, когда он сам не справляется. Если у батюшки прихожане будут друзьями, ему не нужно будет себя всегда показывать с идеальной стороны, он сможет быть самим собой. Это сэкономит его внутренние ресурсы и станет хорошей профилактикой эмоционального выгорания.

Может ли все то, что Вы перечислили, помочь убрать последствия эмоционального выгорания, или надо что-то еще?

– На каждой стадии есть свои способы помощи. На первых этапах, действительно, свободное время, дружба со священником и молитва за него будут помогать и способствовать тому, чтобы у него не развилась серьезная стадия выгорания. Но вряд ли мы найдем универсальное лекарство. Как и у любого человека, у священника может быть просто упадок сил. Поэтому простой отдых при эмоциональной усталости поможет любому человеку, не только священнику.

Часто приходится видеть, как люди с непониманием относятся к тому, что священник ушел в отпуск, – как же так, разве у пастыря может быть отпуск? Так, скорее всего, говорят те, кто не понимает его деятельности, не осознают того, что священник тоже может устать. Ему отпуск нужен не для ничегонеделания, а чтобы немного прийти в себя, отдохнуть от всяких планов, всей структурности, да просто встать и помолиться для себя от чистого сердца. Ведь когда священник служит на приходе в одиночку, ему нужно и Литургию отслужить, и всех поисповедовать, может быть, кого-то пособоровать, съездить причастить – очень много задач. А просто встать и помолиться, наверное, у священника не всегда получается.

Насколько остра в нашей Церкви проблема пастырского выгорания?

– Я уверен, что практически любой священник сталкивался хотя бы с проблемой эмоционального истощения. Это бывает, когда он на протяжении долгого периода времени чем-то занимается, а однажды утром просыпается и понимает: я больше не могу, я устал.

Для того, чтобы вернуться в нормальное состояние, ему, может быть, нужно просто выспаться, провести день с семьей. То есть надо чем-то на один день отвлечься, и на следующий день он уже снова «будет в строю». Такое состояние наверняка испытывали все священнослужители и, возможно, не только они.

Очень мало клириков с серьезными степенями выгорания – теми, которые приводят к хроническим заболеваниям. Как правило, все стараются с выгоранием справляться. Кроме того, когда священник чувствует, что что-то не так, он может обратиться к духовнику – епархиальному или своему собственному. Конечно, всякое бывает, и есть священники, которые полностью эмоционально истощены. Но таких очень мало.

Беседовала Надежда ФИЛИПЧИК

В основе материала –
публикация белорусского портала «Собор.by»