Проповедь в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

«Девства процветение, честных добродетелей приятное жилище, мудрости орган, духовный храм, светоносная уста благодати, Церкве светлейшее око, всечестнаго Иоанна песньми духовными ныне восхвалим, яко служителя Христова» (Стихира на хвалитех).

Такими словами св. Церковь призывает нас воспевать Апостола любви.

История установления сегодняшнего праздника следующая: когда св. Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудившись во благовестии Христовом, он вместе со своими семью учениками вышел из города Ефеса и приказал им ископать для него крестообразную могилу, в которую он лег и приготовился умереть.

Христиане, жившие в г. Ефесе, после смерти апостола раскопали его могилу, однако не; нашли тела апостола; оплакав его честную кончину, они возвратились в город и потом часто приходили на могилу и там возносили усердные молитвы к Богу, призывая себе на помощь и ходатайство перед Богом св. Иоанна Богослова. Притом ежегодно в этот день и месяц от гроба его исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни.

Вот поэтому и вошло в обычай среди верующих в этот день, т. е. сегодняшний, ублажать и восхвалять песнопениями возлюбленного Богом более всех прочих святых наперсника Христова св. Евангелиста Иоанна, именуя его и Богословом и начальником Богословия, любимцем и наперсником Христовым, девственником, зрителем не изреченных откровений и сказателем неизреченных Божиих тайн.

Дорогие братья и сестры, св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Господа нашего Иисуса Христа, а св. Церковь наименовала его наперсником Христовым, ибо он только один из апостолов удостоился возлежать на персях Божественного Учителя: «На перси бо возлег, отонудуже почерпи еси премудрости догматы, яко богоглагольник Божий…» (Стихира на Господи воззвах.)

Любовь Господа Иисуса Христа к своему ученику выразилась в усыновлении Господом любимого ученика Своей Пречистой Матери: «Учениче Спасов, девственниче и богослове, тебе, яко девственнику, Деву и Богородицу Христос Бог, распинанием предаде…» (Стихира на литии).

То же самое мы слышали сегодня за Божественной литургией и в евангельском чтении в честь праздника, в котором повествуется о том, что Христос, распинаемый на кресте, обратился к скорбящей Своей Матери со словами: «Жено, се сын Твой», а потом к скорбящему, любимому Своему ученику: «Се Мати твоя» (Иоан. |9, 26–27) и, таким образом, вручил их друг другу.

Почему же св. Апостол Иоанн стал особо любимым учеником Господа, тогда как Господь всех апостолов одинаково призывал к Себе и всех называл Своими друзьями? Это потому, что Он явился тем избранным и чистым сосудом, который способен был вместить полноту духовных дарований, полноту богословия и христианских добродетелей.

Св. Иоанн любим был Господом прежде всего за его любящее сердце, за его девство, за его светлый и чистый ум, за то, что он оказался способным узреть в своем учителе Слово жизни. Только любящее сердце заставило юного Иоанна тотчас же оставить рыбачью сеть, множество рыб, отца своего и последовать за Христом, как только он услышал на берегах Галилейского озера слова Его: «иди за Мною». Хотя в это время он был совсем юным, но его чистая девственная душа уже вся была объята пламенем веры в явившегося Мессию и исполнена любви к этому Небесному Посланнику. Любовь Иоанна везде и всюду следовала за Господом и нигде не оставляла Его. Любовь Иоанна не отступала от креста в то время, как вера пламенного Петра поколебалась, а надежда прочих апостолов иссякла. Его любовь следовала за Божественным страдальцем и во двор первосвященника и на Голгофу. В этой самоотверженной и искренней любви ничто не могло разлучить Иоанна с его Божественным Учителем и Другом: «ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее» (Рим. 8, 38). Св. Иоанн сохранил эту любовь до самой своей блаженной кончины, и вся его долголетняя жизнь была ничем иным, как деятельным проявлением этой любви в страданиях за Господа и в непрестанной проповеди о Нем, как о Боге любви и милосердия. Только благодаря такой любви он удостоился быть непосредственным свидетелем ужасных крестных страданий Господа Иисуса Христа за весь грешный род человеческий, и эта же любовь помогла ему первому увериться в действительности воскресения Спасителя.

За свою особенную любовь, за свое нежно-любящее сердце, исполненное девственной чистоты, он удостоился быть зрителем неизреченных Божиих откровений, удостоился проникнуть в глубину их. Он, исполненный божественной любви, один только из апостолов стал начальником богословия. Читая написанное им Евангелие, мы видим, на какую высоту богословия он взошел, и на этой высоте богословствования ему стали доступны самые неизреченные тайны Божественной жизни. Полетом своих богословских мыслей он уподобился высокопарящему над миром орлу, а по глубине содержания его учение о Боге можно сразить с глубиною моря. Его богословские мысли являются опорою важнейших частей христианского учения о Боге. Его Евангелие отличается особой духовностью, которое он начал только один с возвышенных мыслей: В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог».

Вспомним, что в день Святой Пятидесятницы все апостолы, исполнившись Духа Святого, удостоились быть участниками домостроительства спасения нашего, но никто из них не мог изложить учения о существе Божием, о тайне Св. Троицы, о путях возрождения и спасения человека с такой полнотой, с какой изложил св. Иоанн. Вот почему св. Церковь первому ему и усваивает наименование Богослова.

Таких избранников, посвященных в Божественные тайны, Церковь знает всего лишь троих: апостола Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова. Св. Иоанн Богослов, посвященный в непостижимые тайны Божий, просветил всех людей, источая из уст своих реки богословия, и напоил Церковь Христову истинным учением о Св. Троице: «Реки богословия из честных уст твоих истекома, апостоле, из них же Церковь Божия напояема, поклоняется православно Троице единосущной» (Стихира на литии).

Почему св. Иоанн Богослов получил особые дарования в богопознании за свою Божественную любовь, за свое блаженное девство? Потому что любовь является основой для богопознания. Сам Апостол в богопознании отводит главное место любящему сердцу, ибо только человек совершенной любви, человек любящего сердца может многое почерпать из тайн Божиих. Любовь способна проникать всюду, даже в область самого сокровенного и непостижимого. Только любовию можно познать Бога, так как Бог есть любовь. А если Бог есть любовь, то эту безграничную любовь можно познать при условии той же любви, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог любовь есть» (I Иоанн. 4, 8).

Кроме любящего сердца для богопознания необходима совершенная чистота сердца: «Блажени чистии сердцем, яко ти Бога узрят».

Раскрывая глубочайшие свои мысли о Боге, св. Иоанн Богослов больше всего говорит о том, что Бог есть Любовь. Св. Иоанн Богослов — Апостол Любви, постоянно проповедовал о любви к Богу и друг к другу и завещал нам любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. В последние годы своей жизни он постоянно повторял одни и те же слова: «Дети, любите друг друга». Когда его спросили: зачем он повторяет одни и те же слова, то он ответил, что если кто исполнит эту заповедь, то этого достаточно для спасения.

Возлюбленные, краеугольным камнем нашего спасения является любовь и вера в Господа нашего Иисуса Христа, как Сына Божия.

Любовь наша должна заключаться не на словах, как учет апостол любви, а на деле.

Деятельная любовь нас приводит к Богу через общение друг с другом. Такая любовь приводит нас к совершенству, к богопознанию, приближает нас к Богу. Познавая Бога мы опять более и более совершенствуемся, постепенно восходим по лестнице нравственного усовершенствования и этим достигаем совершенной любви. Такая любовь соделывает нас способными для вечной, небесной жизни, где обитают Свет, истина и чистейшая любовь.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, что Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы (I Иоан. 1, 7,). И если мы с вами ходим во тьме, а говорим, что имеем общение с Богом, то мы обманываемся и поступаем против истины.

Итак, дорогие братья и сестры, мы познаем Бога через деятельную любовь к ближним. Если мы любим Бога, то должны исполнять Его заповеди, которые говорят нам о милосердии к ближнему. Апостол Павел сказал, что без любови все наши подвиги являются пустым звуком меди.

Будем же любить от всего сердца друг друга, и через эту духовную любовь сподобимся вечно пребывать в Боге. В сегодняшний праздник любви помолимся св. Евангелисту Иоанну Богослову, чтобы он по любви к Богу помог нам стяжать, по мере наших сил, духовное дарование. По его молитвами и мы, в меру наших сил, сподобимся богопознания, которое будет нас приводить к истинной любви, в которой нет лукавства, зависти, коварства, злобы, но в которой царствуют правда, мир. По мере нашей любви, да будет между нами мир, мир в домах наших и семьях наших. Пребывая в любви — мы будем пребывать в Боге. Аминь.

Протоиерей (тогда студент 2-го курса)
Василий СЕМЕНОВ

21 мая 1956 г.,
г. Екатеринбург