1 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Его Преосвященство епископ Филипп возглавил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме во имя св. апостола и евангелиста Луки г. Купино, ему сослужили настоятель храма, благочинный Центрального округа Карасукской епархии, иеромонах Мелхиседек (Свистелин) и секретарь Карасукской епархии иерей Антоний Баранов.
В архипастырском слове по завершении богослужения Владыка поздравил прихожан храма с началом Великого поста и отметил, что Великий покаянный канон Андрея Критского — это «драгоценность литургического богослужения Православной Церкви» — жемчужина православного богослужения Великого поста.
И пояснил, что канон назван Великим не только потому, что он содержит множество богословских мыслей о покаянии и множество тропарей (их около 250, в обычных же канонах их — около 40), «но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений». Богодухновенные слова канона дают настрой молитве на весь Великий пост.
Описывая знаменитые ветхозаветные образы: Адама и Евы (их падение в раю), царя Давида, совершившего тяжкий грех, и др. преподобный Андрей Критский связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи — это пронзающий душу сердечный плач праведника о своих грехах и настраивающий душу молящегося на покаянный лад.
Архиерей также пояснил, что прп. Андрей, духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Завета, побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея великую скорбь о своих грехах, не терять упование на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. По своему содержанию канон представляет сокровенную беседу, читающего его, с собственной душой.
Архиерей сказал, что этот канон продолжается и в наши дни, ибо и в наши дни люди поступают как нечестиво, так и благочестиво.
В завершение своей проповеди правящий архиерей пожелал прихожанам храма не отчаиваться при виде своей греховности, но взирая на высокие примеры святости, достигнутой покаянием и изложенной в этом каноне, возложить надежду на Господа и всеми силами своей души трудиться над ее исправлением.
|