Великий пост – время, когда можно изменить себя

Обычно даже невоцерковленные люди знают, когда у православных христиан наступает самый строгий и продолжительный из постов – Великий. В этом году он начнется 7 марта. Но о подлинном смысле поста многие даже не догадываются. Хотя кто-то охотно приобщается к временному воздержанию в пище, полагая, что таким образом он уже выполняет свой христианский долг. Но так ли это на самом деле? На этот и другие вопросы журналиста «Взгляда» отвечает клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»  иеромонах Дорофей (Баранов).

Иеромонах Дорофей (Баранов)
Иеромонах Дорофей (Баранов)

– Отец Дорофей, в чем смысл  Великого поста, для чего он?

Великий пост  – это особый период в жизни Церкви, который предваряет праздник Светлого Христова Воскресения. Это время, когда меняется богослужебная жизнь, и вслед за ней меняется и наполнение повседневной жизни христиан – людей, для которых Церковь является частью их бытия. Главным наполнением жизни становится покаяние. Для христианина это слово имеет совершенно особый смысл. В греческом языке  «покаяние» означает «перемену ума». Под этим подразумевается перемена всего человека – образа его жизни, действий, слов, мыслей.  Человек должен осознать собственную неправду перед Богом и перед людьми.

Если одним словом описать современного человека,  среднестатистического представителя западноевропейской культуры, то можно сказать, что это самоуверенный человек.  Он считает, что может справиться почти с любой задачей. А христианин – это человек, который понимает, что его собственные силы ограничены, что из-за своих грехов и несовершенства он погибает, иногда в буквальном смысле слова. Но главное – гибнет его душа, которая,  приземляясь, общается только с материальным, земным и теряет связь с Богом. Это ощущение собственной погибели приводит человека к очень простой мысли: если я гибну,  значит, я нуждаюсь в спасении, а спасти меня может только Господь. И если человек ощутит нужду в Спасителе, он начнет искать Бога. А Бог, прежде всего, ищется в молитве.  Молитва помогает узнавать Бога. И наивысшая точка этого познания концентрируется в факте Христова Воскресения, когда Бог открывает нам новую перспективу жизни, в которой нет смерти.

– Но неужели о покаянии, связи с Богом нужно вспоминать только во время поста?

– Нет, христиане должны думать об этом все время.  Но, опять же, мы возвращаемся к проблеме человеческой немощи. Человек не может постоянно находиться в состоянии напряжения воли и всех своих сил, физических и духовных.  Нас всегда тянет расслабиться: успокоить свои нервы,  плоть, полежать, посидеть, покурить, пообщаться в баре с друзьями. Но когда приходит время подумать о том, что что-то в своей жизни надо исправить, человек начинает напрягаться. Он находится в таком состоянии минуту, час,  день, неделю, месяц, а потом силы снова кончаются.  Учитывая нашу человеческую немощь, Церковь и выделила особое время, когда человек может достигнуть каких-то духовных высот. А потом какое-то время – жить воспоминаниями о том, как он приблизился к Богу и как ему было в это время хорошо. У христиан, для которых Великий пост уже не первый в жизни, так и получается.

– Многие люди убеждены в том, что, ограничив себя в привычных продуктах на определенный период времени, они уже тем самым очищают свою душу и начинают жить по законам Церкви. Но ведь это заблуждение?

– На самом деле трагедия нашей церковной жизни  – и даже не столько церковной, сколько общественной,  в том, что для абсолютного большинства людей пост заключается исключительно в ограничении пищи, ее качества и количества. Это стереотип, с которым справиться трудно.

Очень часто даже можно услышать, как Церковь упрекают в том, что она заставляет людей поститься. Но никто никого не заставляет. Более того, в течение вот уже многих лет священники в один голос твердят, что пост кулинарный ни в коем случае не является целью, он всего лишь средство. А цель – это пост чувств, душевных переживаний человека. Если ты не кушаешь мяса, но без меры смотришь телевизор, что является праздным времяпрепровождением, то твое воздержание в пище бессмысленно.

Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая,  утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу. Он ходит в храм,  молится, внимательно следит за самим собою, своей внутренней жизнью, удаляется от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения, творит добрые дела.  Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает, у него появляются силы. Мы все жалуемся на нехватку времени. Но, если мы удаляемся от тех занятий, которые нам, в общем-то, не нужны, у нас высвобождается огромное количество времени. Я всем советую: перед началом Великого поста на листочке бумаги написать, от чего в вашей жизни вы могли бы безболезненно избавиться. Великий пост  – это то время, когда можно поупражняться над самим собой.

– Какие продуктовые запреты накладывает Великий пост?

– Есть такое понятие как церковный устав. Церковь,  как любящая мать, устанавливает своим чадам определенные правила. Они придуманы людьми боговдохновенными, гораздо более умными и опытными, чем мы. Эти правила просты. Что касается кулинарного поста, то это ограничение в мясной, молочной пище и любой пище животного происхождения. Отчасти это связано с древним преданием о том, что первоначально в Эдемском саду Адам питался только растительной пищей.

– А как быть тем, кому питание исключительно постной пищей не подходит по состоянию здоровья?

– Еще раз скажу о том, что Церковь – Мать для своих верующих. А мать никогда не сделает больно своему чаду. Если чадо немощное, слабое, тогда мать создает ему особые условия. Если у человека больной желудок, если он находится в состоянии немощи, а беременность, например,  – это тоже немощь, то такому человеку кулинарный пост не нужен: его плоть и без того утеснена.

– Наверное, строгим не должен быть пост и для тех, кто приступает к нему впервые?

– Поскольку пост выходит из недр Церкви,  самостоятельно впервые начать поститься человеку будет весьма сложно. Если кто-то решил придерживаться поста впервые, ему надо прийти в храм и сказать священнику:  «Отче, я решил в первый раз попоститься,  благословите меня, подскажите, как мне это сделать».

– Но это не значит, что соблюдать другие аспекты поста этим людям будет не по силам?

– Безусловно. Потому что о других аспектах поста можно сказать словами апостола Павла: человек старается  «отгребаться от всего злого». Это в силах делать любой человек. Уметь отсечь от себя грех –  это то, к чему нас призывает Церковь, особенно в течение поста.

– А обязательно ли в эти дни менять рацион питания ребенка?

– Считается, что до семи лет к посту кулинарному дети никакого отношения не имеют. Их организм растет, а жизнь еще не так связана с грехом, как у взрослых, поэтому в телесном подвиге они не нуждаются. После семи лет человек уже способен дать себе отчет за свои поступки.  Родители, глядя на свое чадо, сами решают, в какой степени ему нужно приобщиться к самоограничению. Может быть, для начала ребенку следует предложить отказаться от тех же конфет. Обычно дети охотно на это соглашаются, им всегда интересны какие-то перемены.

– В этом году начало Великого поста приходится на седьмое марта. На следующий день многие наверняка задумаются над тем, не позволить ли себе хорошенько отметить светский праздник…

– А почему мы должны себе потакать? Пусть седьмого марта для нас начнется пост. Восьмого марта можно встать пораньше, пойти в магазин, купить маме и жене цветы, поздравить их, но при этом продолжать поститься. И вечером на работе на корпоратив можно не оставаться, а сказать: «Милые женщины, я вас очень люблю, но сегодня я пойду домой».

– Мы много говорили о традиции и значении поста,  но ведь у каждого с этим событием связаны свои воспоминания, чувства. Что Великий пост значит лично для вас?

– Как для священника и монаха для меня пост –  это, прежде всего, радость богослужения. Чтобы понять, что это такое, нужно начать ходить в храм. Постовое богослужение никого не может оставить равнодушным. В нем близость Бога к человеку проявляется наиболее ярко. И это ощущение близости Бога является основным содержанием  Великого поста лично для меня.

С иеромонахом Дорофеем (Барановым) беседовала Екатерина Вельт

ИА Взгляд-инфо

4 марта 2011 г.