1 июня – день памяти Сибирского Архипастыря митрополита Варфоломея

МИТРОПОЛИТ ВАРФОЛОМЕЙ (ГОРОДЦЕВ) НА НОВОСИБИРСКОЙ КАФЕДРЕ
С назначением в июле 1943 г. архиепископа Варфоломея на Новосибирскую кафедру открылась новая страница в истории епархии. 24 августа 1943 г. архиепископ Варфоломей прибыл в Новосибирск, а 27 августа накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, совершил первое богослужение в Успенской церкви, на которое собралось огромное количество верующих. До приезда в Новосибирск архиепископа Варфоломея, на территории, включающей в себя Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области; Красноярский и Алтайский края; Тувинскую АССР, было 2 действующих храма: Успенская кладбищенская церковь в Новосибирске и Никольская церковь в Красноярске. Количество молящихся по воскресным и праздничным дням было очень велико. С 25 сентября 1943 года, в маленьком Успенском храме г. Новосибирска каждый праздник и в воскресные дни стали служиться ранние литургии. Для этого использовался приставной престол, посвященный преподобному Сергию. Верующие неоднократно возбуждали ходатайства о возобновлении богослужений в новосибирской Вознесенской церкви. В 1944 г. архиепископ Варфоломей послал в Москву своего помощника архимандрита Никандра (Вольянникова), который «изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь». Постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 23 февраля 1944 года Вознесенскую церковь было разрешено открыть. Внутреннее убранство церкви – иконостас, престолы, подсвечники оказались в хорошем состоянии. Храм оставалось только помыть, вычистить. В Великий Четверг в Вознесенской церкви была совершена первая после перерыва Божественная литургия. 21 февраля 1945 г. было принято решение Совета об открытии церкви в с. Шипуново Сузунского района Новосибирской области. Эта церковь стала третьей действующей церковью в области. Она начала работать с 20 сентября 1945 года. Следующим открывшимся храмом был молитвенный дом в честь святителя Николая Чудотворца в с. Болотное Болотнинского района, разрешенный к открытию постановлением Совета по делам РПЦ от 27 июля 1945 г.; начал функционировать с 25 октября 1945 года. Настоятелем дома назначен и зарегистрирован священник Стефан Крылов. С 21 июля 1946 г. начала функционировать Никольская церковь в с. Новолуговом Новосибирского района, разрешенная к открытию Советом по делам РПЦ 27 мая 1946 г. В том же 1946 г. был возвращен верующим Александро-Невский храм в с. Колывань. 28 декабря 1947 г. был торжественно освящен новый придел Вознесенской церкви в честь преподобного Серафима Саровского, строительство которого было начато по благословению владыки Варфоломея в 1946 г. Всего за 1944-1947 гг. Церкви было возвращено 5 храмовых зданий, далее здания не возвращались. При этом, начиная с осени 1943 г. по 1 августа 1948 г., т.е. почти за 5 лет, уполномоченному поступило 168 ходатайств об открытии православных церквей и молитвенных домов, из них 53 ходатайства первичных и 115 – повторных. Архиепископ Варфоломей обращался с ходатайствами об открытии в Новосибирске еще одного храма — Александро-Невского собора, но безрезультатно. Владыка Варфоломей говорил о том, что он часто не в силах был помочь верующим добиться открытия храма: «Я, конечно, как их архипастырь, в сердце своем ношу их духовную тяжесть, а сил у меня никаких нет и прав у меня нет на открытие церкви».
В военные годы новосибирские верующие участвовали в сражениях, самоотверженно трудились в тылу, с начала войны собирали пожертвования для нужд фронта. Средства вносились на первомайские подарки Красной Армии, на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, для семей красноармейцев и инвалидов Отечественной войны. В течение только 1944 г. приходскими советами Успенской церкви и Вознесенского собора (открывшегося в 1944 г.) из церковных сумм и частично духовенством было собрано и внесено 826 500 рублей. Из них:
1. На подарки бойцам Красной Армии – 120 000 рублей,
2. На танковую колонну им. Дмитрия Донского – 50 000 рублей,
3. В фонд помощи инвалидам и раненым бойцам Отечественной войны (через горком Красного Креста) – 230 000 рублей,
4. Во всецерковный фонд помощи детям и семьям фронтовиков -146 500 рублей,
5. В «Копилку школьника» для детей фронтовиков Кагановичского городского района – 50 000 рублей.
Кроме упомянутых сумм, в мае 1944 г. приходскими советами и духовенством были приобретены за наличный расчет облигации 3-го Государственного военного займа на сумму 200 тысяч рублей (в том числе духовенством на 95 тысяч рублей) и билеты 4-й денежно-вещевой лотереи на 32 тысячи рублей. В течение 1945 г. было перечислено приходами Новосибирских церквей деньгами 711 293 рубля и облигациями госзаймов на 148 230 рублей. Подписка на 4-й Государственный военный заем среди духовенства и из церковных сумм составила в 241 640 рублей. До начала 1947 года в Вознесенской церкви Новосибирска имелось две кружки для пожертвований: одна – на содержание храма, вторая – в фонд помощи вдовам и сиротам войны, в Успенской церкви еще третья – на содержание хора. За патриотическую деятельность в годы Великой Отечественной войны архиепископ Варфоломей, секретарь епархии и благочинный Новосибирского округа архимандрит Никандр (Вольянников) и настоятель Успенской церкви протоиерей Николай Сырнев были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Патриотический настрой Церкви сохранился и после войны. Патриотические проповеди в послевоенный период одобрялись властями. Уполномоченный отмечал в своем отчете за первый квартал 1946 г., что архиепископ «…за последнее время стал более лоялен, выступает с патриотическими призывами жертвовать в фонд помощи детям погибших и по поводу общегражданских праздников. Но это делается зачастую после моих рекомендаций. В частности, после моей рекомендации накануне и в день выборов в Верховный Совет СССР он выступал с призывом к верующим выполнить свой гражданский долг и всем своевременно проголосовать. Однако до этого, когда среди духовенства был поднят вопрос о необходимости несколько сократить службу в день выборов, чтобы дать возможность раньше проголосовать священнослужителям – архиепископ Варфоломей запретил вести вообще разговоры о выборах в церквях и с большим трудом согласился отменить 10 февраля раннюю обедню».
Владыке Варфоломею пришлось столкнуться со множеством трудностей в управлении епархией. Его архипастырскому окормлению была вверена чрезвычайно обширная территория. 24 апреля 1947 г. престарелый святитель записал в своем дневнике: «До сего времени я много поездок сделал по Сибири: был в Красноярске (4 раза), в Омске (3 раза), в Бийске (2 раза), в Тюмени (2 раза), в Ишиме (1 раз), в Тобольске (1 раз), в Барнауле (2 раза); а в зиму 1945-1946 гг. я был вызван в качестве присутствующего в Священном Синоде, – и совершил в Москву 3 поездки на заседания Священного Синода. Тяжелые были эти поездки…». Далее владыка пишет о том, что он от переутомления болел всю Светлую седмицу 1947 г.
Архиепископ Варфоломей был очень обеспокоен тем, что в Новосибирске никто не останется служить из-за переобложения духовенства налогом, о чем он в 1947 году написал письма Патриарху Алексию и председателю Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпову. Заведующий Дзержинским райфинотделом тов. Васильев заявил настоятелю Успенской церкви протоиерею Н. Сырневу: «Мы вам налог все равно не уменьшим, а если будете жаловаться в горфинотдел, то тогда еще больше нахлопаем». Жаловаться все равно приходилось. Священники Вознесенского собора Василий Озеров, Прохор Горбунов, диакон Олег Зырянов и псаломщик Огнев обращались с жалобами в горфинотдел и к уполномоченному, но безрезультатно. В 1947 году Министерство финансов РСФСР рассмотрело жалобы духовенства и снизило подоходный налог с духовенства Вознесенской церкви (на каждого священника налог снижен с 99617 до 81404 руб.). Еще больше снижен налог с духовенства Успенской церкви. Подобная коллективная жалоба на переобложение подоходным налогом поступила уполномоченному от причта Вознесенского кафедрального собора во 2-м квартале 1951 года.
Владыка Варфоломей активно занимался наведением порядка в среде духовенства и хозяйстве епархии. В декабре 1943 г. он отстранил от должности настоятеля Бийского храма о. Аркадия Петрова за винопитие и председательницу церковного Совета Е. Беляеву за самовольное распоряжение церковными средствами, провел приходское собрание и назначил нового настоятеля. В марте 1944 года по итогам ревизии церковного хозяйства владыка Варфоломей отстранил от должности настоятеля Успенской кладбищенской церкви г. Новосибирска протоиерея Павла Протасова и старосту А.А. Новицкую за бесконтрольное распоряжение церковными средствами. Настоятелем был назначен второй священник храма протоиерей Николай Сырнев. Прежний настоятель был переведен сначала на должность второго священника, а потом в другой храм. Вторым священником был назначен о. Прохор Горбунов. Новым старостой храма был назначен постоянный прихожанин храма П.С. Серов, которому удалось очень хорошо наладить церковное хозяйство. После открытия Вознесенской церкви он был назначен старостой туда, а в Успенскую церковь был назначен старостой «благочестивый старичок Щедрин», как написал владыка в своем дневнике.
Митрополит был требователен к священнослужителям. Духовенство Успенской церкви, по его мнению, было слишком современно и недеятельно, редко обращалось к верующим с проповедями, церковные службы здесь оканчивались очень быстро, а настоятель бывал в храме только в те дни недели, когда сам служил. Настоятелем этой церкви владыка Варфоломей назначил своего молодого помощника – викарного епископа (с 1949г) Никандра (Вольянникова), который, став настоятелем Успенской церкви, быстро привлек в нее народ, в том числе и своими архиерейскими службами.
Ослабление репрессий в отношении Церкви и активная деятельность владыки Варфоломея существенно оживили церковную жизнь в Новосибирской епархии. Быстро увеличилось количество приходящих в новосибирские храмы особенно в большие праздники. В отчетах Уполномоченного сохранились следующие сведения о Пасхе 1949 года: «В праздник Пасхи в этом году церкви города посетило значительное количество молящихся, больше, чем в прошлом году. Так в Пасхальную всенощную в Вознесенском соборе было свыше 4500 человек, в Успенской церкви свыше 1500 человек. Из числа посетивших пасхальную службу более одной трети — жители ближайших сельских населенных пунктов. Обе церкви не смогли вместить всех желающих, много верующих и просто любопытных были в церковных оградах». В день перед Пасхой наблюдалось, что все пригородные поезда, направляющиеся в г. Новосибирск, были заполнены пассажирами, едущими с куличами и продуктами для освящения. Верующие также приезжали в собор заказывать молебны о дожде, забирали с собой святую воду для окропления всходов на полях.
К 1951 г. в епархии насчитывалось уже 66 приходов, разделенных на 5 благочиннических округов. Благочинные являлись настоятелями приходов в областных и краевых центрах. Большая часть приходов располагалась в городах – 45, 21 приход—в селах. В епархии служило 88 священников, 14 диаконов и 29 псаломщиков. В 1949 г. архиепископ Варфоломей был возведен в сан митрополита, а в 1952 г., во внимание к 60-летнему ревностному пастырскому служению, награжден правом ношения двух панагий. Владыка Варфоломей проявил себя и как организатор монашеской жизни. В Вознесенском кафедральном соборе в конце 1940-х годов возникла община монашествующих сестер. Во время сильных гонений на Церковь Христову многие из благочестивых прихожан, стремившихся к подвижнической жизни, по благословению владыки Варфоломея несли различные послушания при кафедральном соборе: пели на клиросе, трудились на просфорне, в ризнице, в трапезной. Среди них были и подвижницы, отсидевшие за веру в лагерях. Митрополит Варфоломей не замыкался в служебных делах по управлению епархией, а лично обращался к верующим с проповедями почти после каждой службы в соборе Новосибирска. Также владыка следил за проповедничеством других клириков. В 1952 году он обязал каждого священнослужителя Новосибирских церквей произносить проповеди в соборе, требуя представления конспекта для просмотра, с тем, чтобы внести необходимые, по его мнению, исправления в конспекте, и только после этого допускал к произнесению проповеди. За невыполнение указаний делал строгое внушение или объявлял выговор.
Широкой популярностью среди православных новосибирцев пользовались беседы владыки Варфоломея в Вознесенском кафедральном соборе после чтения акафиста в четверг и в воскресенье вечером. Беседы привлекали не только большое количество верующих, но и молодежь, почти ничего не знавшую о вере и Церкви, в связи с чем не могли не обратить на себя внимание уполномоченного П.Н. Созоненка, который обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР, где получил указание запретить данные беседы. Митрополит после предупреждения Уполномоченного в 1949 г. писал по этому поводу жалобу Патриарху, который счел запрет уполномоченного Совета неправильным, т. к. по его мнению, они являются не внебогослужебными беседами, а обычными проповедями. После этого владыка Варфоломей до конца своей жизни, если позволяло состояние здоровья, старался проводить эти беседы.
Митрополит Варфоломей был человеком подвижнического, скромного образа жизни, доступным для верующих, ревностным и строгим служителем церкви, строго соблюдавшим церковные каноны. Несмотря на свой преклонный возраст, недомогание и утомляемость службами, очень часто совершал богослужение в соборе сам. Всегда старался служить каждую воскресную и большинство праздничных служб. Если он не совершал богослужение, то приходил в собор и простаивал всю службу на виду у всех, что также привлекало в собор верующих.
Примером «доброго свидетельства от внешних» (1 Тим. 3, 7) является характеристика, составленная на митрополита Варфоломея уполномоченным в 1949 г. В ней даже отрицательные, с точки зрения ее автора, стороны деятельности владыки Варфоломея являются подтверждением непреклонной веры святителя.
«В своих отношениях к советской власти архиепископ Варфоломей старается быть лояльным, но иногда в частых (должно быть, “частных”. – Прим. авт.) и служебных разговорах и в проповедях высказывает реакционные мысли. Например, в своих проповедях 23 марта 1947 года в Успенской церкви и 6 апреля того же года в Вознесенской церкви города Новосибирска архиепископ заявил, что наше отечество раскололось на две части – на верующих и безбожников, что только безумные люди могут говорить, что Бога нет. Он в этих проповедях призывал верующих не уклоняться в сторону безбожия и верить апостолам и проповедникам христианства, так как неверие – зло и с ним нужно бороться, и тогда неверующие будут посрамлены, всякий верующий должен уклоняться от мирского учения и его влияния. Он призывал верующих привлекать в церковь неверующих, особенно молодежь, отвлечь ее от мирского влияния. В своем послании к верующим и духовенству по поводу Поместного Собора 1945 года архиепископ Варфоломей писал: “…и когда мы сами будем твердо и непоколебимо хранить догматы Святой Церкви нашей, то и наши пасомые будут таковыми же и вера святая будет сиять на нашей земле и все неправославно мыслящие и отступники от веры будут постыжены”». По свидетельству уполномоченного, факты арестов и высылок священнослужителей владыка «расценивает не как привлечение отдельных священнослужителей за антисоветскую деятельность, а как общую политику, проводившуюся тогда советской властью и направленную на ущемление и преследование всего духовенства с целью полной ликвидации церкви». Владыка стремился «всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне… Всякое ходатайство об открытии церкви или молитвенного дома митрополит поддерживал без всякого разбора. Были случаи, когда он бывшим служителям культа поручал помочь создание группы верующих и оформление ходатайства (город Лебедевка, город Татарск и другие) или пытался то же самое сделать через священника действующей Вознесенской церкви, которого намеривался направить по вызову верующих для совершения треб (город Бердск)».