Прп. Порфирий Кавсокаливит. Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь

Прп. Порфирий Кавсокаливит. Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь.

Публикуем главы из книги: «Старец Порфирий. Любящее сердце». Это воспоминания геронтисы Екатерины, одной из любимых чад старца.

Сама книга вызывает целый ряд вопросов как с точки зрения перевода, так и с точки зрения издания. О странном переводе можно предположить следующее: переводчик по аналогии с древнегреческим пытался сохранить кальку с новогреческого текста и сохранял ее любой ценой. В результате появились бессмысленные фразы и даже целые предложения. А сохранение новогреческой пунктуации в русском тексте привело к тому, что невозможно отличить слова Старца от мнений и богословских опусов геронтисы. Хороший пример, когда наука, точнее ученость, становится «горем от ума». Поэтому мы подправили перевод.

Тем не менее, мы радуемся, ведь  Старец Порфирий не оставил нас сиротами, потому что мы приобрели  деятельного посредника к Небесному нашему Отцу, и с благодарностью  переживаем это, потому что  Старец сам уверил нас неложными словами:

«…Когда нас связывает Христос, не существует расстояний. Когда я уйду из этой жизни, будет лучше. Я буду рядом с вами»…

И он рядом с нами через новые и новые воспоминания и книги! – Святая Гора Афон.
Старец Порфирий, прекрасный и рассудительный воспитатель, своим богоосвещенным словом побуждал родителей иметь между собой и к детям христианскую и святую любовь.

Он отмечал, что хорошая и показательная жизнь родителей излучает благодать и на детей:

Святость родителей спасает и детей. Ребенок желает родителей — людей горячей молитвы — с самого начала, еще с момента зачатия.

Святая жизнь родителей как общение истины и любви переносит мир, согласие, любовь, кротость, святые чувства в сердца детей. Когда семья живет христианской жизнью, она становится местом взращивания любви. Любовь — высшая цель воспитания.

– Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, но очаг, который нужно разжечь.

Напротив, когда родители не подвизаются или не имеют правильного подвига, они передают детям свое плохое расположение и свое тревожное настроение, так что враждебный дьявол мучает родителей различными противодействиями детей в малом и взрослом возрасте.

Родители должны в сладости сердца, с самоотречением, с миром и спокойствием, с терпением и благим расположением, с радостью Христовой, с верой и молитвой направлять своих детей в любви, в истине, в стяжании плодоносных добродетелей. Они должны передавать им пламя веры, дух благоразумия и рассудительности.

В основном именно мать должна бдеть, следить, заботиться, молиться и подвизаться, чтобы вдохнуть в сердца детей страх Божий с благочестием и благоговением.

Один мудрец говорил о своей матери: «Он не научила меня ничему, потому что была необразованной. Но она вдохнула в меня все, потому что была верующей».

За каждой славной семьей стоит самоотречение женщины, матери. Дети вдохновляются ее примером, ее жизнью, ее образцом, а не учением бесплодной морали.

Как-то раз за столом, где собралась семья левитов, один гость завел разговор, кто из трех священнослужителей, сыновей и отца, самый лучший проповедник божественного слова. В разговор вмешался младший сын, который без всякого сомнения ответил:

– Сейчас она на кухне. И указал на мать…

На самом деле, она была лучшим священнопроповедником. Она не разговаривала в церкви. Но она непрерывно проповедовала делами внутри «домашней Церкви», в своей семье.

С малых лет мать должна учить ребенка поститься, ходить в церковь, причащаться Живоносного Тела и Честной Крови Христа. Учить его любить, человеколюбиво приносить себя, быть кротким, смиренным и уступчивым.

Потому что до 6-7-летнего возраста в ребенке развиваются все самые основные черты личности. И как отмечает святой Иоанн Златоуст, в этом податливом возрасте развивается ум, а в нем отпечатывается и записывается, как печать на воске, все то, что он слышит и узнает. И с этого раннего детского возраста — продолжает святой — жизнь ребенка начинает склоняться к добру или ко злу, к пороку или к добродетели. Очень важно воспитание именно в этом возрасте, потому что, как он говорит, если родители-воспитатели пропустят эти первые годы, они потеряют и своего ребенка как человека в будущем.