Церковные двери открыты для всех

izobrazhenie_003_20Не так часто в Здвинский район приезжает епископ Карасукский и Ордынский Филипп. В один из таких визитов, а именно в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мне посчастливилось взять у него интервью.

 — Ваше Преосвященство, уважаемый владыка Филипп, на ваш взгляд, важна сельскому жителю жизнь в вере?

— Я думаю, когда человек ближе к земле, сельской местности, природе, то Бог к нему намного ближе. Как солдат, воин, путешественник или моряк намного ближе чувствует Бога внутри себя, так и человек, который живет на земле. Вера — это основание его жизни.

— Подскажите нам, невоцерковленным людям, чтобы посетить храм Божий, нужна какая-то весомая причина и случай или можно в храм зайти просто так, например, из праздного любопытства? И для всех ли открыты церковные двери?

— В храм можно зайти по любому поводу. Церковные двери открыты для всех, и человеку необязательно ждать какого-то события, будь то несчастный случай или большая радость. Молитвы, духовная жизнь — к этому должна быть внутренняя потребность любого человека. Это как дышать воздухом, питаться пищей.

— В селе Верх-Каргате при финансовой поддержке мецената Сергея Николаевича Апарина, уроженца этого села, осуществляется строительство деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сергей Николаевич в знак любви к своей малой родине решился на такое великое дело как возрождение церковной жизни в родном селе. Стены возведены на том самом месте, где когда-то стоял прежний храм, разрушенный безбожниками. Какое будущее Вы видите в  строящемся храме, учитывая то, что с каждым годом численность населения неуклонно уменьшается?

— Храм – это святое место. У нас они есть даже в Антарктиде, на Северном полюсе, где, например, вахта 10-15 человек, но он все равно там стоит. Храм — это, прежде всего, благословение земли, народа и духовный маяк. Даже если осталось несколько человек, Дом Божий освящает дорогу, идущую к нему.

— Какое главное предназначение православного храма на селе?

—- Это духовная жизнь в селе независимо от людей.

— Каким главным делом должен заниматься священник на приходе, и может ли сельский батюшка заниматься сельским хозяйством?

— Главное дело священника — это служение Божественной литургии и совершение таинств, служб. Он для этого призван и рукоположен. Ну а помимо этого, если у него есть силы, крепость и здоровье, он может заниматься и сельским хозяйством, и миссионерством, держать скотину, заниматься рыбной ловлей. Священнику запрещается охотиться.

— На Ваш взгляд жизнь и деятельность нашего отца Романа тождественна вышесказанному Вами о сельском священнике?

— Я думаю, да. Отец Роман вписался в общую обстановку Здвинского района. Он выполняет все требования, которые предъявляются священнику на данном месте.

— Как человеку понять: нужно или нет быть прихожанином, то есть постоянным членом православного прихода?

— Желательно, чтобы человек был прихожанином, то есть воцерковленным человеком. Это, например, как в спорте: постоянно занимаешься, являешься частью команды, сборной, принадлежишь коллективу, то же самое и прихожане. Если прихожанин ходит в храм, то он является частью церковной семьи — единого коллектива. Очень важно, чтобы человек постоянно пребывал на приходе.

— Если человек решился ходить в церковь на постоянной основе, какие обязательства он должен добровольно принять на себя и в чем нужно себя изменить в привычной для него жизни?

— В субботу и воскресенье или хотя бы в воскресенье он должен быть в храме. Есть заповедь: «Шесть дней работай, а седьмой  посвяти Господу Богу твоему». Это минимально: раз в неделю посещать храм. Соблюдать посты в среду и пятницу и четыре больших поста в течение года. И, конечно, исповедоваться и причащаться. Потому что есть такие прихожане, которые ходят в храм, но не причащаются. Эти люди находятся на полдороги.

— Должны ли прихожане принимать участие в обустройстве и содержании храма и нужно ли платить церковную десятину?

— В католической церкви, мусульманстве — это обязательно. Если человек пришел, то с него обязательно высчитывается десятина. У нас это дело добровольное. Человек может давать, может не давать. У нас есть такое понятие «пожертвование»: стоит ящик и каждый желающий может положить милостыню, сколько он кладет — священник не смотрит. Десятина — дело добровольное.

— Что объединяет людей в церкви, какими способами достигается это единство и как его сохранить?

— Объединяет молитва и литургическое общение, то есть сама община. И, конечно, основным связующим звеном является священник, от которого все зависит. Есть в народе поговорка: «Какой поп, такой приход». Если батюшка хороший, то и община, и храм хорошие, много людей и деятельность большая. А если батюшка где-то недорабатывает, то это можно увидеть по прихожанам.

— Какого греха нужно больше всего остерегаться?

— Самый большой грех — это гордыня. Если человек гордый, он не осознает за собой вообще ничего, считает, что все хуже его, и такие люди не каются. В чем грех падшего ангела? Он согрешил, но считает, что он выше всех. Он не покаялся. Человек, совершивший грех, всегда может покаяться, но если есть гордыня, он этого делать не будет.

— Какая главная христианская добродетель, как ее достичь и усвоить в себе?

— Святые отцы говорят,  что одна из добродетелей — это смирение. Любовь и смирение! Апостол Иоанн Богослов был апостолом любви, но без смирения этого достичь нельзя. Человек должен смиряться перед каждым обстоятельством, родными, близкими. Если человек смиренный и любвеобильный, то ему легче жить.

— И последний вопрос. Что бы Вы пожелали всем нам, жителям сибирской глубинки Здвинского района?

— Чтобы было больше прихожан в храме, чтобы укрепляли свою веру и  жили одной большой семьей вместе с храмом, вместе с верой православной.

Беседовала Ольга Кононенко

На снимке: Праздничная Литургия в храме во имя св. апостола Иоанна Богослова с. Здвинска