Исчезла смута из РоссииИ вновь сияет Божий свет.
Страна стремится с новой силой
В свой очистительный рассвет.
Этот праздник был установлен в 1613 г. царем Михаилом
Федоровичем в честь Казанской иконы Божией Матери, с которой ополчение 1612 года под предводительством Минина и Пожарского шло в бой. В 1649 году Алексей Михайлович сделал этот день официальным праздником.
В 2004 году этот праздник был возрожден как День народного единства. Условно считается, что тяжелое смутное время началось с окончанием династии Рюриковичей, после смерти Федора Ивановича, сына Иоанна Грозного. После него Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, но народ не считал его происхождение истинно царским. Многие считали его нелегитимным царем. Ходили слухи, что он был причастен к смерти царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного. К тому же в 1602 -1603 гг. свирепствовал страшный голод, как следствие грехов человеческих.
Этим воспользовались недоброжелатели. Польские магнаты активно помогали Лжедмитрию I и Лжедмитрию II, которые один за другим объявляли себя яко бы выжившим царевичем Димитрием. Они, использовали их как инструмент влияния и подчинения себе России.
Польские войска начали вторгаться в Россию с 1604 года вместе с Лжедмитрем I. В 1608 году войска Лжедмитрия II начали осаду Москвы.
Осенью этого же года началась осада Троице-Сергиевой Лавры.Падение Троице-Сергиевой Лавры лишило бы Россию главного — духовной опоры, привело бы к насаждению католической веры и являлось одной из главных задач западных соседей. Монахи понимали, что Лавра – это духовное сердце России. Полторы тысячи монахов и защитников Лавры героически противостояли шестнадцать месяцев более чем десятитысячному сильному боевому войску врагов.
Сам Сергий Радонежский являлся на ее стенах и этим укреплял дух защитников.
После Лжедмитрия I на престол вступил Василий Шуйский, который летом 1610 г. потерпел поражение от поляков в битве под Клушино. Это открыло дорогу Речи Посполитой на Москву. В Москве вспыхнуло восстание против Шуйского. Его свергли и власть
захватило временное правительство из семи бояр – семибоярщина. В октябре этого же года эти семь бояр тайно открыли ворота Москвы, польские войска оккупировали столицу и находились там два года до октября 1612 года. Семибоярщина решила пойти на компромисс с польскими
захватчиками и пригласить на престол польского королевича Владислава, при условии, что тот примет православие, а бояре сохранят автономию. Но отец Владислава Сигизмунд III сам захотел стать царем, Владислав отказался принять православие, бояре попали в сильную зависимость от поляков, а Россия оказалась на гране потери независимости.
В 1611 году 19 марта в Москве вспыхнуло народное восстание. Этому предшествовало то, что из городов к столице стали стягиваться отряды первого ополчения. Организатором в нем был Прокопий Ляпунов.
Ключевую роль в подготовке этого первого ополчения сыграл патриарх Гермоген. Он активно рассылал грамоты в города с призывом к борьбе.
Поляки и часть бояр потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он приказал ополченцам разойтись. После отказа он был заточен в Чудовом монастыре и даже оттуда он призывал к борьбе с оккупантами. Его духовные послания вдохновляли народ.
Поляки, не сумев победить ополченцев в открытом бою, подожгли город. Пожар бушевал три дня. Погибли около семи тысяч москвичей.
Оккупанты вынуждены были отступить в Китай-город и Кремль.
В августе 1911 года патриарх Гермоген передал последнюю грамоту, благословив создание второго ополчения. Поляки всячески склоняли патриарха подписать грамоту о капитуляции России, но не добились этого и заморили его голодом. Так мученически скончался русский патриарх Гермоген, отдав свою жизнь за Веру и спасение Русского Православного государства.
В это же время гражданину Новгорода Кузьме Минину трижды являлся во сне святой Сергий Радонежский. Он приказал ему собирать казну и поднимать народ на борьбу с захватчиками. Вскоре Минин был выбран земским старостой Нижнего Новгорода. Его призыв к новгородцам привлек много средств.
Он сам внес значительную сумму. Его жена отдала все драгоценности. По инициативе Минина воеводой был избран князь Дмитрий Пожарский.
Троице-Сергиева Лавра направляла воззвания встать на защиту Отечества во все концы страны. Священным символом в войсках была Казанская икона Божьей Матери.
Основные сражения с оккупантами начались 22 августа (1 сентября по н.с.) 1612 года. В ополчении постились и перед ожесточенными боями у Новодевичья монастыря и у стен Китай-города молилось перед этой иконой.
В один из решающих моментов у церкви святого Климента в Замоскворечье, когда силы казаков были на исходе, Авраамий Палицын с Казанской иконой Богородицы в руках обратился к отступившим донским казакам встать на защиту Православной веры. Это стало переломным моментом в сражении и позволило объединить силы ополчения и казаков для дальнейших сражений.
Троице-Сергиева Лавра оказывала духовную и материальную поддержку второму ополчению. Духовенство и монахи активно участвовали в организации госпиталей. Религиозный фактор стал доминирующей идеей в борьбе против интервентов. Таким образом, Церковь выступила главной объединяющей силой.
1 ноября был взят Китай-город, 5 ноября польские войска капитулировали. 6 ноября 1612 года войска освободителей торжественно вошли в Кремль, благодарные воины-освободители прошли Крестным ходом с Казанской иконой Божьей Матери по Красной площади.
Этот момент символизировал не только военную, но и духовную победу русского православного воинства над интервентами.
Протоиерей Александр Лупарев





