Доклад Преосвященнейшего Филиппа, епископа Карасукского и Ордынского

dsc02035“1917-2017: ИТОГИ СТОЛЕТИЯ”

 

Уважаемые участники Рождественских образовательных чтений!

 

Тема Рождественских чтений “1917–2017: итоги столетия” проводится по всей стране. События 1917 года никого не оставляют равнодушным.

В каждом сердце рождаются эмоции и воспоминания, полные торжества или ненависти. По этой теме достаточно сложно найти согласия в обществе, ведь тогда кто-то торжествовал, а кто-то страдал, кто-то побеждал, а кто-то умирал. Но Россия выжила, укрепилась и вернулась к своим корням, от которых когда-то была оторвана. Уходящее столетие является ярким примером действия Божия в истории, возвращением народа промыслом Божиим ко Христу.

Из истории мы знаем, что после Октябрьской революции 1917 года закрывали храмы, арестовывали и убивали священнослужителей. Это негативно повлияло не только на нашу церковь, но и подорвало духовно-нравственные корни обновленного государства. Сейчас мы прекрасно видим, к каким последствиям она привела. Страшным было не только уничтожение памятников истории культуры, которыми являлись храмы. Города и села потеряли свое лицо, а вместе с ним и средоточие духовной жизни. Страшной была попытка перевоспитать человека.

А одним из оснований жизни любого человека и любого народа является воспитание, которое вместе с историческим опытом является своеобразным фундаментом, на котором строится дальнейшее здание его жизни.

Богатое на судьбоносные события минувшее столетие преподносит нам множество уроков. Временем были проверены все аспекты жизни общества, и сейчас, когда мы анализируем прошедшие за 100 лет изменения в жизни нашей страны, мы чем-то восхищаемся, что-то вызывает разочарование, от чего-то как вредоносного навсегда отказываемся, что-то готовы положить в основание собственной жизни. Это касается и духовно- нравственного воспитания.

Изучая историю, мы не можем не заметить, как за последние сто лет менялись воспитательные системы. Время всем им вынесло свою оценку. То, что оказалось непригодным, хотя казалось привлекательным в своё время, последующими поколениями было выброшено, по-настоящему ценное и вечное вынесло все испытания и осталось для укрепления последующих поколений.

До 1917 года церковь, семья и школа вместе работали над духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения при активной поддержке государства, которое полагало духовно-нравственное воспитание, основанное на традиционной культуре залогом стабильности и мира. 1917 год стал переломным. С уничтожением православной культуры уходил и вековой уклад русской жизни. Постепенно ушла культура многодетной семьи. То что было нормой жизни для наших предков, например многодетность, стало сенсацией для нас.

Конечно, это пришло не сразу. У нашего народа, воспитанного веками на православии и вере в Бога хватило иммунитета на весь советский период. Наш народ не только не деградировал, но и победил в страшнейшей II Мировой войне, смог восстановить свою страну, развить экономику, но не смог уберечь свою душу, отравленную безбожием. От западных соблазнов и разгула безнравственности во многом уберегал «железный занавес», с исчезновением которого в 90-е годы все вышеозначенные пороки процвели в обществе пышным ядовитым цветом. Если советская воспитательная система сдерживала негативные процессы, порождённые безбожием, то в 90-е годы от воспитания в школах отказались вообще.

Следует по достоинству оценивать воспитательную систему советской школы, пионерию, гражданско-патриотическое воспитание, тимуровское движение, самоотверженный подвиг комсомола. Всё это было созвучно традиционному христианскому воспитанию, но было отравлено ядом господствующей атеистической идеологии, а потому оказалось без поддержки государства непрочным перед страшнейшим наплывом деградации и бескультурья 90-х годов с их неодержимой свободой, воспринимавшейся как вседозволенность и безответственность.

И до сих пор государство, не смотря на все благие начинания, не может остановить этот губительный процесс. Не достигли мы даже при поддержке государства традиционной для русской семьи многодетности, да и может ли она появиться в обществе потребления, где вырождается здравое понятие о семье, пьянство и наркомания, потеря смысла жизни, супружеские измены – все это остается. Преступления, связанные с коррупцией, ужасают нас своими размерами. Потому что, как говорил Достоевский, «Если Бога, нет, то все можно». Безбожный человек найдёт массу способов обмануть государство при всей его строгости, свою семью и детей, обманет даже самого себя, от чего в конечном итоге и пострадает.

От духовного выбора человека очень многое может зависеть. Человек с твердыми духовными убеждениями, силой воли, верующий в Бога, может преодолеть все вызовы времени. Не раз их преодолевали наши предки, преодолевали их верующие люди и в советское время, сумевшие, несмотря на все запреты, сохранить православную веру и традиционную культуру и передать её своим детям и внукам. Нередко крепкая вера бабушки, молитвы мамы, эти малые семена веры, посеянные в чистые души детей и внуков, просто спасали их на сложном жизненном пути. Положительный пример верующих родителей даже в советский период во многом определял систему ценностей детей.

Семья воспитывает и помимо школы как положительно, так и отрицательно. Великое благо, если семья и школа объединяют свои усилия на благо детей и родители выступают не заказчиками образовательных услуг, а школа в роли организации, предоставляющей эти услуги, а в качестве союзников, взаимно помогая друг другу. До революции этот союз скрепляла Церковь. И учителя, и родители, и дети, молились единому Богу и все жили по его Закону. В советское время школу отделили от Церкви. Это разделение у многих до сих пор остается в сознании. Но забота о детях и о семье является нашей общей заботой.

Обращая свои взгляды к современной Церкви, к нашей сибирской жизни, мы видим, что храмы открываются, гонений на церковь нет, люди могут спокойно молиться, беря пример со своих предков – церковных людей, для которых вера была естественной основой жизни. Наша задача сегодня – вернуться в храмы, потому что, людей крещеных много, но намного меньше людей, живущих по вере, каждое воскресенье приходящих в храм по заповеди Божией, по Его благословению.

Мы становимся свидетелями положительных изменений во внешней политике нашего государства, но во всей полноте остаются наши внутренние проблемы, основанные не только на экономическом, но прежде всего на духовном кризисе. Болезни следует лечить, но их можно и предотвратить. Возвращение к полноценной духовной жизни может стать лучшей мерой профилактики духовных болезней современного общества, проблемы которого коренятся именно в духовной сфере.

Мы видим как в наши дни снова выстраивается воспитательная система в школе. К счастью, в прошлое уходят времена безбожия, и теперь в условиях светского, но уже не атеистического государства мы снова можем вместе работать на благо наших детей. В современных школах могут преподаваться “Основы православной культуры”. Государство гарантирует свободу вероисповедания и по желанию родителей разрешает обучение детей религии, поддерживает инициативы Церкви, направленные на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, доброе сотрудничество Церкви и школы, основанное на взаимном уважении.

Детям, педагогам, родителям  дана возможность соприкоснуться с миром православной культуры, осмыслить его. Через это обогатить свой внутренний мир, переосмыслить своё мировоззрение, духовно подрасти и окрепнуть, избежать ошибок на жизненном пути. И теперь от нас только самих зависит, как усвоим мы эти уроки, учитывая жизненные уроки столетия.

Благодарю за внимание!