Доклад Его Преосвященства Филиппа, епископа Карасукского и Ордынского, на открытии X Ордынских Рождественских образовательных чтений 21 января 2022 года

«350-лет со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Чтения проходят  в рамках регионального этапа XXX Международных Рождественских  образовательных чтений г. Москвы.

Дорогие отцы, братья и сестры, всех Вас сердечно приветствую на открытии  X Ордынских  Рождественских образовательных чтениях.

Тема Рождественских чтений в этом году посвящается 350-летию со дня рождения Петра I, которое отмечается в России в 2022 году на основании указа Президента Российской Федерации. Данная тема также поднимает перед нами проблему соотношения секулярного мира и религиозности, потому что именно личность императора Петра I являет нам пример этого соотношения. Если говорить простым русским языком, то секуляризм – это отделение Церкви от государства, то есть вытеснение религии из всех сфер общественной жизни.

Безусловно, Петровская эпоха – это эпоха великих перемен и великих свершений. Наряду с радикальным государственным переустройством меняется и уклад жизни всего народа. Поэтому правлению Петра I невозможно дать однозначную оценку. С одной стороны, очевидна прогрессивная политика великого императора: учреждение основных служб и ведомств, его просветительская миссия, выход России в мировое геополитическое пространство, с другой – разрушение самобытного строя православной русской жизни и грубое попрание канонических норм Православной Церкви через упразднение патриаршества. Именно в правление Петра берет начало процесс секуляризации, то есть постепенного отказа от духовных ценностей в пользу материальных предпочтений и светского образа жизни.

Юность Пётр провёл в немецкой слободе, поэтому неудивительно, что молодому царю нравилась жизнь европейцев. Большое впечатление на русского монарха произвели карнавалы и гуляния, высмеивавшие католические обряды. А поэтому, оставаясь верующим человеком, но не получившим твердого православного воспитания, император постоянно колебался в своих убеждениях. С одной стороны он временами горячо молился перед Казанской иконой Божией Матери,  как например, накануне Полтавской битвы, во время которой царя могли убить несколько раз, и его спасло только чудо. За что впоследствии по его приказу будет построена часовня с почитаемой иконой, а спустя время на этом месте будет выстроен знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Настоящим другом и духовным наставником для молодого царя Петра стал святитель Митрофан, епископ Воронежский. Они подружились во время Азовского похода, когда под Воронежем молодой царь Пётр строил флот, чтобы потом пробиться к Чёрному морю. Епископ Митрофан всячески поддерживал это благое начинание, жертвовал «на ратных» церковные средства, наставлял и по-отечески заботился о молодом царе. Эта искренность и бескорыстие выделяли воронежского старца-епископа на фоне остального духовенства. Петр это очень ценил. Они по-долгу беседовали о планах и намерениях Петра. И молодой царь слушался мудрого святителя. К сожалению, Пётр не всегда помнил эти наставления, хотя всегда будет чтить мудрого Воронежского святителя.

Когда старец-епископ Митрофан скончался, Пётр на своих руках нёс его гроб и долго плакал над его могилой, говоря, не осталось у меня другого такого святого старца.

Также результатом реформ стало появление в стране правящего класса, почти оторванного от собственных исторических корней и связанного с Православной Церковью лишь гражданской обязанностью. Так языком элиты в это время был французский, и только Александр Сергеевич Пушкин открыл для нас безграничные возможности и красоту русского языка. Это касается и русской иконы как произведения искусства, напрочь забытой в Синодальный период и заново открытой лишь в начале XX века.

Идеи Петра поддержало его окружение, а затем и всё высшее благородное сословие. Религиозность в высшем свете стала непрестижной, зато модными потом будут масонство, оккультные учения, даже атеизм. В высшем обществе, именующем себя элитой, происходит выхолащивание религии. Хотя повсюду еще строились храмы и преподавался “Закон Божий”. Но зерна богоотступничества уже были посеяны.

Все же главным ударом по Русской Православной Церкви стало упразднение Петром I Патриаршества, которое будет восстановлено только в 1917 г., когда рухнет Российская Империя. Во главе Церковного управления был поставлен Святейший Синод, где постоянно присутствовал обер-прокурор, светский офицер, «око Государево и стряпчий по делам церковным».

Церковь была поставлена в подчинённое положение и стала одним из ведомств министерства культуры, что приведёт к самым плачевным последствиям. Логика Петра I была предельно простой – Государь всегда прав, а Церковь должна служить интересам государства, даже если это греховные интересы. Тщательно проверялись все проповеди священнослужителей.

 Это была попытка подчинить и замять голос совести, заставить Церковь молчать. Она слишком дорого обойдётся впоследствии для Российской Империи, когда в 1917 году некому будет поддержать императора Николая II, некому будет воззвать к русскому народу о сохранении Отечества, как это было при Патриархе Ермогене в Смутное время 1612 года.

Петр I сделал Церковь частью государственной машины. И не потому ли так сильно ударила революция по Церкви, что в сознании многих людей Церковь отождествлялась с властью, воспринималась как ее инструмент? На сегодняшний день ни в одном народе мы не наблюдаем такого неблагоговейного отношения к своему духовенству как в России.

Если Пётр I хотел религию сделать опорой и служанкой государства, то большевики решили её уничтожить вообще. Последователи «Всешутейшего и всепьянейшего и самоброднейшего собора» организовали «Союз воинствующих безбожников СССР». Теперь уже не за бороду или старинное платье, а за ношение креста можно было поплатиться жизнью.

Не отдельные негативные моменты, а всё прошлое клеймилось как мрачное и проклятое, священство ссылалось на голодную смерть в лагеря, многие были расстреляны. В советский период нашей истории мы видим попытку навязать секулярное мышление всему народу как единственное и безальтернативное. Атеизм насаждался государством в детских садах, школах и ВУЗах. Храмы разрушались, святыни уничтожались. Верующих просто убивали.

Секулярная (а если быть точнее, атеистическая) политика государства принесла свои гибельные плоды. Могучее Советское государство прогнило изнутри и не смогло ответить на духовные вызовы 90-х годов. При Петре разводы и малая рождаемость в семьях была только у дворян, то в современном секулярном обществе мы уже говорим о глобальном семейном и демографическом кризисе, из которого наше общество не может выбраться уже много лет.

Завершу свое выступление словами Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Решение многих проблем находится в значительной мере в религиозной плоскости. Все мы помним о трагедиях в учебных заведениях Керчи и Казани и совсем недавнюю – в Пермском университете, но подобных случаев, к сожалению намного больше.

Сколько бы противники любых упоминаний о религии в школе ни говорили о светскости, о том что школа не должна касаться вопросов веры в Бога, в итоге мы видим молодых ребят, которые, назвав самих себя «богами», а всех остальных «биомусором», берут в руки оружие и идут убивать, не зная, просто не понимая, что Бог — это не поставление себя выше других, не некое горделивое право судить и приговаривать к жизни или смерти, а любовь и свет. Им просто не сказали, не объяснили, что́ находится в основании тысячелетней духовной культуры нашего народа, кого называют подобными Богу — преподобными.

Мы очень рады тому, что сегодня школе официально передаются воспитательные функции, что в школах появились заместители директоров по воспитательной работе. Мы понимаем, что перед ними стоят очень серьезные задачи. Очень важно, чтобы эти люди обладали необходимой религиозной грамотностью, позволяющей быть компетентными, в том числе в вопросах профилактики деструктивных явлений в подростковой и молодежной среде.

Забота о расширении сознания нынешней российской молодежи, включения в него мысли о служении другим, героизме и подвижничестве ради спасения России должна стать центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании.

    Мы должны добиться того, чтобы дети мечтали стать героями, примеряли на себя качества и героическую историю своих отцов, дедов и прадедов, свершивших огромное множество славных дел, среди которых значится имя императора Петра Великого.

Еще раз поздравляю всех с началом Рождественских чтений, желаю мирного и углубленного диалога. Благословение Божие и мир Его да пребудут со всеми нами!