Священник Александр Новопашин: «Украинский нацизм корнями уходит в неоязычество»

С разрешения автора публикуем интервью священника-миссионера, сектоведа, деструктолога протоиерея Александра Новопашина.

– Здравствуйте, отец Александр! Я с неуклонным интересом продолжаю следить за вашими выступлениями на телевидении, в прессе и публикациями в интернете. Тем не менее у меня и, надеюсь, не только у меня одного, возникают вопросы.

– Я слушаю.

– Вы говорите, что неоязычество в России – цитирую вас: «представляет серьезную угрозу национальной безопасности государства». Насколько это утверждение соответствует действительности? Я разговаривал с некоторыми журналистами, спрашивал их, сталкивались ли они с этой проблемой в своей жизни, и все отвечали, что в своей жизни они с этим не сталкивались, но явление такое однозначно существует, однако масштабы его, на их взгляд, не такие значительные, как это обычно представляют, как противники неоязычества, так и его сторонники. А есть ли какая-то статистика на это счет?

– Насколько мне известно, серьезных статистических исследований никто не проводил. Авторитетный исследователь псевдорелигиозных культов, в том числе неоязыческого движения, профессор Александр Леонидович Дворкин полагает, что практикующих неоязычников несколько тысяч. Много это или мало в масштабах России? Однако напомню, поговорку: ложка дёгтя портит бочку с мёдом. Примерно тоже самое можно сказать и о распространении неоязычества в нашей стране. Профессор Дворкин неоднократно высказывался по этому поводу. Он говорит, что людей, поверхностно интересующихся неоязычеством, возможно, даже использующих соответствующую атрибутику, принимающих участие в различных красивых, театрализованных неоязыческих сборищах в качестве благодарных зрителей, может достигать нескольких сотен тысяч. А это уже серьезная цифра.

– То есть они еще не убежденные адепты неоязычества, но в то же время уже без пяти минут как начинающие неоязычники?

– Да, они не имеют серьезной мировоззренческой позиции, но все равно являются потенциальными неоязычниками.

– Говоря о «красивых зрелищах», вы имеете в виду специфические хороводы с песнями и плясками, прыгание через костры и так далее.

– Ну, конечно, я не имею в виду такие неоязыческие акции, как спиливание поклонных крестов, сжигание часовен, осквернения православных храмов и памятников святым, избиения и убийства православных христиан. К сожалению, таких примеров много. Но все эти акции хоть и готовятся, и проводятся неоязычниками, но участие в них принимают все-таки малочисленные группы. Есть единичные исполнители. Такие, например, как неоязычник Степан Комаров, который в феврале 2014 года ворвался в Воскресенский кафедральный собор Южно-Сахалинска с огнестрельным оружием и открыл огонь по прихожанам. Было убито два человека — монахиня и прихожанин, 6 человек получили ранения.

– Понятно, что подобные акции ужасают нормальных людей. Но кто-то же принципиально видит в неоязычестве только хорошее, красивое, традиционное, наше исконное и старается не замечать преступлений неоязычников, о которых вы сказали.

– Прежде всего, я об этом уже много раз говорил, никто не знает каким на самом деле было язычество. Не знает его обрядов, традиций. То язычество, то идолопоклонство, которое было до Равноапостольного князя Владимира, потеряно для мира. А то, что существует сейчас – это даже не реконструкция того язычества, которое когда-то было, а бурные фантазии отдельных людей. Поэтому мы и называем это явление не язычеством, а нео-язычеством. Неоязыческие идеи навязываются под прикрытием псевдопатриотизма, тяги к своим корням, защиты отечества, мужества. Все это сказка, идет подмена: мужество подменяется жестокостью, праведный гнев еще чем-то, наше христианское миролюбие выдается за слабость.

– Но ведь периодически появляются сообщения о каких-то находках, которые связывают со славянским язычеством.

– Все культовые артефакты, письмена, якобы найденные на местах языческих поселений до христианского периода – либо лжеисторичны и являются откровенной подделкой, либо их подлинность установить практически невозможно. Божества были придуманы в художественных произведениях, на которые потом ошибочно ссылались как на реальные литературные памятники. Яркий пример — «Велесова книга», давно признанная историками фальшивкой.

– И все же, нередко приходиться слышать, что язычество – это традиционная религия русского народа, которую необходимо возродить хотя бы в память о предках.

– Язычество никогда не являлось традиционной религией русского народа. Потому что, когда на наших территориях существовало язычество, тогда не было русского народа, а жили воюющие друг с другом разные племена – поляне, кривичи, древляне, вятичи, радимичи, к северу – чудь, весь, меря, ильменские словене, к югу – половецкие племена и так далее, и у всех этих племен был собственный пантеон богов, свой культ. Ну и вот вопрос: чьё язычество нам предлагают возрождать? Полян? дреговичей? древлян? радимичей? уличей?.. Или нам нужно разделиться на вот эти самые племена и снова начать друг с другом воевать?

– Желающих раздробить нашу страну предостаточно.

– Поэтому те, кто сегодня кричат о славном патриотизме древних язычников, о могучем славянском воинстве, собравшемся вокруг какого-нибудь Перуна, и яростно призывают возродить древнее язычество, на самом деле стремятся к разрушению не просто нашего государства, а разрушению Святой Руси, к уничтожению нашей православной веры.

– Разделяй и властвуй.

– Вот и Гитлер говорил то же самое: русский народ необходимо разделить, и прежде всего – в религиозном смысле. Он подчеркивал, что нужно способствовать созданию множества сект на территории СССР, и если в каждой деревне будет по несколько разных сект, тогда народ окажется разделен и его можно будет победить.

– А как сам Гитлер, ну и вообще нацисты, относились к христианству?

– Нацистам было абсолютно чуждо христианское вероисповедание, вплоть до того, что это было прописано в их партийных документах. «Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом — свастикой», — писал Альфред Эрнст Розенберг, уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием Национал-социалистической немецкой рабочей партии, её идеолог. Сам Гитлер считал, что христианство не оправдывает цели Третьего рейха, одной из задач которого было не только массовое уничтожение цыган, евреев, но и инакомыслящих немцев, а также – в соответствие с программой принудительного умерщвления под названием «Т-4» – немцев с наследственными заболеваниями, умственно отсталых, страдающих психическими заболеваниями. Напомню, что по программе «Т-4», с 1939 по 1945 годы фашисты убили порядка 200 тысяч немцев, в том числе детей. Есть данные, что в психиатрических больницах Германии, Австрии, оккупированной Польши и протектората Богемии и Моравии принудительной эвтаназии были подвергнуто до 300 тысяч человек. Такой размах убийств противоречит идеологии даже самых изощренных псевдохристианских тоталитарных сект. И тогда фашисты обратились к жестоким языческим культам скандинавского толка. Начали проводить определённые обряды. Тогда же был введен в употребление оккультный символ «черное солнце». В результате получился вот такой культ силы, оправдывающий любые убийства, любые зверства.

– В начале СВО вы чуть ли не первым, назвали нацизм сатанизмом. Не язычеством.

– Так, сатанизм по сути является формой неоязычества. Сатанизм и неоязычество – это две стороны одной медали. А боковая сторона медали – нацизм. Или украинский нацизм. Три в одном. Поэтому современные исследователи такого страшного явления, как нацизм, при углубленном его изучении, неизбежно сталкиваются с оккультизмом, сатанизмом, или неоязычеством.

Британский религиовед, исследователь западной эзотерики Николас Гудрик-Кларк в 2002 написал книгу “Черное солнце. Арийские культы”, а в 1985 была опубликована его другая книга “Оккультные корни нацизма”. Так вот он пишет: “Уже в начале 1970-х сатанистские группы в США заигрывали с нацистской тематикой как символом запретной, темной стороны жизни. Эти эксперименты, цель которых была шокировать публику “ценностью нацизма”, были заменены в 1990-х годах нацистскими сатанинскими культами, связывающими антихристианское язычество с трансгрессивным восхвалением Гитлера и Третьего рейха”.

Приверженность к культу сатанизма/неоязычества напрямую соответствует методам ведения войны. Для сатаниста/неоязычника нет никаких ограничений ни в отношении пленных, ни в отношении мирного населения. В основе – служение злу и пролитие человеческой жертвенной крови. Никаких моральных ограничений, никаких нравственных тормозов. Все можно, потому что собственная воля – единственное, что представляет ценность. Чужая жизнь по сравнению с этим не имеет никакой ценности, в идеале даже своя. Впрочем, свою шкуру они по большей части ценят.

– Не то ли же самое происходит сейчас на Украине?

– На Украине неоязычество стало заметно распространяться задолго до 2014 года, а после государственного переворота на Украине, оно является доминирующей идеологией укронацистов. Фашистский символ «черное солнце» они разместили на заднем плане герба запрещенного у нас неонацистского батальона «Азов». Члены украинских национальных батальонов ну и те, кто подражает им, татуируют этот символ на своих телах. Впрочем, там столько всего намешано! — татуировки языческих богов соседствуют с символами славянской мифологии, оккультными знаками. Такие татуировки у пленных или убитых украинских солдат набиты через одного. При взгляде на такую «картинную галерею» возникает закономерный вопрос: что же твориться (или вторилось) в головах этих людей?!

На самом деле неоязыческих культов на Украине – не счесть, их адепты ратуют за неоязыческую Украину, и готовы за эту идею убивать. Это не только неонацистские батальоны “Днепр”, “Торнадо”, «Белый молот», “Айдар”, «Азов». Есть еще неоязыческие организации Родная вера, РУН-вира, «Объединение родноверов Украины», Ладовира, Ягновира, «Собор родной украинской веры, Союз славянских общин», Родобижие, орантийцы… А сколько еще мелких неоязыческих групп, поклоняющиеся своим божкам, всевозможным сварогам, перунам, велесам, одинам, вотанам…

Вот, кстати, вотанизм. Это неоязыческое течение в честь германского языческого бога Одина – Вотана, было «усовершенствовано» неонацистом, расистом и террористом Дэвидом Лэйном. По мнению российского религиоведа, деструктолога, доктора исторических наук Романа Анатольевича Силантьева, вотанизм наиболее соответствует фашисткой идеологии – если оглянуться и посмотреть сквозь годы, то окажется, что фашисты являлись именно вотанистами. И этот культ сегодня наиболее распространен в украинских нацбатах.

Свою земную жизнь Лэйн окончил в тюрьме в 2007 году, однако идеи его оказались более живучими. Это он придумал число-код 14/88, используемый современными последователями Гитлера в качестве лозунга. В комбинации цифр зашифровано приветствие Гитлеру и изречение о превосходстве белой расы. Религия Лэйна – типичная религия ненависти. Её члены стремятся к самообежествлению, стать богом у них можно при условии, если вотанист убьёт как можно больше врагов, а потом покончит с собой. Вот только убивать-то они убивают, но покончить с собой не спешат. Хотя богами наверняка себя уже считают.

Вот это – «убить себя», уже есть мостик к движению «Колумбайн», призывающему молодых людей к ритуальным убийствам и самоубийствам. «Родоначальниками» этого движения стали Клиболд и Харрис, совершившие массовое убийство одноклассников в 1999 году в американской школе “Колумбайн”. Они были поклонниками Гитлера, а само нападение на школу совершили 20 апреля, в день его рождения.

Число поклонников Гитлера среди колумбайнеров велико. Казанский стрелок Галявиев симпатизировал нацистам. Бекмансуров, обвиняемый по делу о расстреле в Перми, тоже один из поклонников нацизма. Росляков до расстрела в Керчи в 2018 году с 2017 года проходил обучение под Киевом в детско-юношеском «патриотическом» военном лагере “Азовец”.

– Все-таки уму непостижимо, как можно было довести до такого украинский народ. Довести до сатанизма.

– Октябрьский переворот произвел разруху в сердцах и умах многих россиян. Насильственное замещение православной веры на веру в «светлое коммунистическое будущее» проходило болезненно, но завершилось победой большевиков. А затем началось новое испытание – падение коммунистического режима и годы безвременья. То есть стресс за стрессом. Никто не понимал, что происходит, и чем всё это может закончится. Жизнь без перспектив. Люди теряли веру и надежду. Такое мощное воздействие на человеческую душу, человеческую психику не могло не оставить негативный след на экологии человека. И вот такое состояние является плодороднейшей почвой для разнообразных сект и культов, готовых пообещать все что угодно, лишь бы привлечь потерявшего голову человека на свою сторону. А уж если эту почву еще и тщательно удобрять, как это начали делать на Украине спецслужбы США, щедро сеять в обществе семена терний, в частности, неоязычества и прочих тоталитарных сект, холить и лелеять всходы и самым бессовестным образом завлекать людей в капкан, то не смотря ни на что результат не заставит себя долго ждать: люди пойдут в секты.

Есть замечательная книга профессора Дворкина. Она называется «Кто придумал неоязычество». Написано легко и интересно, как собственно написаны все книги Александра Леонидовича. Книга посвящена неоязыческим учениям и сектам, распространяющимся в России. Обязательно прочитайте сами и другим советуйте.

– На эту тему, тему неоязычества и укронацизма, вы много говорите с молодежью. Считаете её группой риска?

– Без всякого сомнения молодежь находится в прицеле тех, кто насаждает тоталитарное сектантство и неоязычество. С молодежью прежде всего стремятся работать спецслужбы западных стран. На это они направляют все силы, используя всевозможные психологические приемы, чтобы уловить в свои сети побольше молодых людей. Потому что молодежь самая активная часть общества и за ней будущее. И в какой-то степени настоящее.

– Ну и каковы результаты?

– На нашу российскую молодежь я смотрю с большей долей оптимизма. Я еженедельно провожу беседы в молодежных аудиториях, и в целом реакция молодых людей на таких встречах производит на меня хорошее впечатление. Молодежь старается разобраться в сложных вопросах, учится рассуждать, критически мыслить. Но это у нас, в России. На Украине все с точностью наоборот. Но я отдаю себе отчет в том, что часть российской молодежи тоже подвержена влиянию деструктивных сил. Культ силы, который несет в себе неоязычество, к сожалению, привлекает многих молодых людей. Психологически неустойчивая, максималистская, увлекаемая животными инстинктами, молодежь достаточно легко принимает радикальную идеологию. Увы.

– Но ведь они ведь не потеряны для нас, их можно образумить?

– Что касается украинской молодежи, то здесь что-то обнадеживающее сказать трудно. Слишком далеко зашел процесс. А вот что касается российской молодежи – так мы этим и занимаемся. Объясняем, вразумляем. Мы – это священнослужители, педагоги, врачи, психологи, представители силовых структур, работники культуры, спортсмены, общественные деятели, журналисты, писатели. Мы не только бесконечно совещаемся друг с другом и целыми днями заседаем, как может кто-то подумать. Мы много работаем в поле, то есть занимаемся практической деятельностью. Я читаю лекции и провожу встречи не только в Новосибирске, но и других российских городах. Показываю свои художественные киноленты «Меня это не касается» и «Рядом с нами», посвященные современным угрозам, после просмотра которых проходят очень интересные обсуждения. Да, бывает по-разному, порой, сталкиваешься с непониманием, нетерпением, дешёвой бравадой, равнодушием. Но зато как радостно бывает на сердце, когда таких людей удается если не переубедить, то хотя бы заставить задуматься.

Мы ведь тоже боремся за молодежь. Боремся с сектантами, экстремистами, неоязычниками, неонацистами, которые тоже хотят заполучить молодежь. Нашу молодежь. Им-то наплевать на судьбы молодых людей, а мы боремся за свою молодежь, за благополучие своих детей, за их будущее, а значит, и за своё будущее тоже.

Есть такое понятие – ментальная война. В обычной войне важно победить противника, принудить его к капитуляции. Ментальная война – самая жестокая, она направлена на полное уничтожение самосознания народа, в результате которого народ, потерявший свой духовно-нравственный код, просто перестает существовать. Как сказал в свое время Пётр Аркадьевич Столыпин: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы». И вот этого хотят наши противники во главе с США – ментально стереть российский народ с лица земли. В феврале этого года в консервативном американском журнале «The American SPECTATOR» говорилось: «Дерусификация становится все более необходимой». Соответствующий опыт у них уже есть, современная история Украины это хорошо показывает.

Противостояние противнику в ментальной войне не менее важно, чем техническое укрепление и оснащение ВС и силовых ведомств РФ. Государство является только тогда государством, когда оно всесторонне сильное и способно развиваться во всех отношениях. При этом духовность во многом определяет его жизнеспособность. Поэтому, в завершение, хочу привести слова отечественного мыслителя Николая Александровича Бердяева: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Антитеррористическая комиссия Томской области