Слово в день усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи

В память вечную будет праведник (Псал. 111:6).

Воспоминая день усекновения честной главы Св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, воспомянем, братия, некоторые черты жизни его, дабы скорбное чувство негодования на тот жестокий жребий, коему Ирод подверг великого Пророка, превратилось в чувство благоговения к святости того, о ком Спаситель сказал, что это есть болий в рожденных женами (Мф. 11:11).

Кто был Предтеча Господень? Сын Захарии, который был священником в Иудейском народе, и Елизаветы, которая происходила от племени Ааронова. Оба они, отец и мать, были праведны пред Богом, ибо поступали во всем по заповедям и уставам Господним беcпорочно (Лк. 1:6).

Судьба Предтечи Господня тесно соединена была с событиями земной жизни Иисуса Христа. Еще в ветхом завете Господь, утешая Израильтян скорым пришествием Своим на землю, говорил им: се Аз посылаю Ангела моего, и призрит на путь пред лицем Моим (Мал. 3:1). Захария первый узнал, что сей Ангел – Предтеча Господень, есть сын его, узнал еще до его зачатия. Жена твоя Елизавета родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. Будет бо велий пред Господем, и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея. И многих от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И moй предъидет пред Ним духом и силою Илииною уготовати Господеви люди совершенны (Лк. 1:13–17). Вот что предсказано было об Иоанне Крестителе. Кто из пророков имел такое свидетельство о своем достоинстве? Велик был Авраам: ибо называется отцом верующих и храмом Божиим; велик был Моисей: ибо называется вернейшим рабом Господа во всем дому Его; велик был Давид: ибо Сам Бог называет его мужем по сердцу своему; велики были все праведники ветхозаветные; но кто болий из всех пророков? Не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя, говорит Господь Иисус (Мф. 11:11).

Жизнь Предтечи Господня, со времени его рождения до времени вступления его в служение Господу, малоизвестна. Евангелист Лука весь этот промежуток времени изображает в следующих словах: отрок же растяше и крепляшеся Духом, и бе в пустынях до дне явления своего во Израили (Лк. 1:80). И бе в пустынях. – Почему не в училищах? Разве не было училищ во время его? Были. Но кто исполнен был Духа Святого еще от чрева матери своей, тот не имел нужды в школе. Пустыня Иорданова была для Иоанна училищем совершенной мудрости. Из пустыни вышел он девственником и постником, пророком и учителем.

Образ жизни Иоанновой был необыкновенный. Знаете ли, что он носил на себе? Имяше ризу свою от влас верблуждь и пояс усмен о чреслех своих. Знаете ли, чем он питался? снедь его бе пружие и мед дивий (Мф. 3:4). То и другое, одеяние и пища, удовлетворяли необходимейшим потребностям тела так, что вместе способствовали возрастанию в духовной жизни.

В звание пророка и учителя Иоанн вступил уже около тридцати лет не по собственному желанию, но по воле Господней: бысть глагол Господень ко Иоанну, Захариину сыну, в пустыне (Лк. 3:2). Покаяние и вера в грядущего Мессию была предметом его проповеди. Крещение водою было печатию веры и покаяния. В этом состояла должность Предтечи. Но чего требовала она от пророка и учителя? Духа и силы Илииной. И действительно, в служении своем Иоанн показал такое мужество и силу духа, такую ревность и бесстрастие, такую неустрашимость, какие только возможны человеку, возвысившемуся над всеми немощами человеческими. Чего стоило ему победить предрассудки своего времени, ослабить пороки, смирить гордость мнимо-праведных, и заставить их признаться в своих беззакониях? И он все это сделал, как ревностный поборник истины. И исхождаше к нему вся Иудейская страна и Иерусалимляне: и крещахуся вcu во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя (Mк. 1:5).

Но что всего труднее было для Иоанна, то это дело крещения, которое он должен был совершить над Иисусом Христом. Когда Креститель увидел между пришедшими к нему того, от Кого одного грешники должны ожидать прощения грехов своих и очищения, и возрождения водою и духом: то изумился и воскликнул: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? (Мф. 3:14) Ужели Бог сый благословляется человеком? Ужели солнце освещается светильником? Ужели больной врачует врача своего? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко Мне? Что же сказал ему Господь? Остави ныне: Я свободен покоряться закону; сего требует спасение человеков. Остави – это тайна: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3:15). И трепещущий раб исполняет волю своего Владыки.

После крещения Господа нашего Иоанн продолжал свою проповедь к сынам Израилевым, уготовляя сердца их к принятию света. Как строгий ревнитель добродетели, он не преставал глаголати истину пред самим Иродом, обличая его в противозаконном супружестве: недостоит ти имети жену Филиппа, брата твоего, говорил он Царю (Мф. 14:3–4). Но знаете, братия, что правда колет сердце и жжет совесть. Ирод не вытерпел обличения; заключил проповедника в темницу, и, по просьбе супруги своей, повелел усекнуть главу его. Так окончилось поприще Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Предварив рождество Господа Иисуса своим рождением, он предварил и спасительную смерть Его своею смертию.

Вот некоторые главнейшие черты жизни великого пророка. Возьмем, братия, некоторые черты для подражания им в своей жизни.

Иоанн жил в пустыне. Не можем ли и мы иметь свою пустыню? Уклоняйся от шумных собраний света, где легко может подвергнуться искушению твоя невинность, душевный мир, добродетель; домашнее уединение, мирный круг семейства – вот твоя пустыня; входи, сколь можно чаще, в ту сокровенную храмину, о которой говорит Спаситель, и молись Отцу твоему небесному – вот твоя пустыня.

Иоанн соблюдал строгое воздержание в пище и питии. Ты не можешь питаться тем, чем питался Креститель? Но питаясь своею пищею, почему не питаться с благоразумною умеренностию? Господь запретил угождение плоти, удовлетворение прихотям. Пример Иоанна да ослабит в нас излишнюю заботливость о том, что ямы, или что пием, или чим одеждемся (Мф. 6:31), и да научит нас скромности и воздержанию среди самого изобилия.

Иоанн хранил девственность. Не все мы, братия, призваны к девственной жизни, но все призваны к житию святому и непорочному. Посему, вступил ли кто в брак? Брак да будет честен, и ложе нескверно. Находится ли кто в безбрачном состоянии? Будь свят телом и духом.

Иоанн был неутомим в трудах для славы Божией и спасения ближних, неустрашим, нелицеприятен, беспристрастен к себе и другим. Не каждый ли из нас должен быть таковым на поприще своего служения, каковым был Иоанн в служении истине и правде? Кто одобряет беспечность и нерадение на службе, малодушие и робость в защищении правды, лицеприятие и пристрастие к другим? Не каждый ли, напротив, хвалит трудолюбие, мужество, бескорыстие? Будь же неутомим в трудах, которых требует твоя должность, ревностен и неустрашим. Нужно ли говорить правду? Говори, как Иоанн. Нужно ли потерпеть что за правду? Терпи, как он, и утешайся той мыслию, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).

Прославим, братия, Предтечу и Крестителя Господня, воздержною, святою жизнию, глубоким чувством смирения пред Богом, ревностным исполнением своих обязанностей и мужественным перенесением всех бедствий, для славы имени Божия не пощадим, когда было бы нужно, и самой жизни. Прославляя таким образом Иоанна Крестителя, прославимся и мы, если не здесь – на земле, то там на небе. Аминь.

* * *

митрополит Никанор (Клементьевский),

произнесено августа 29, 1838 года,

интернет-портал “Азбука веры”