ДУХ СВЯТОЙ ДАЕТ О СЕБЕ ЗНАТЬ В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ ЧЕЛОВЕК ВЕДЕТ ПОКАЯННУЮ ЖИЗНЬ

Бог иногда прикрывает благие дары

Монах Проклу (Никэу)Святой Дух не дает человеку, слабому в смирении, ощутить Его.

Даже если некоторые люди хотят спастись, Благий Бог не открывает им даров вечности, потому что жалеет эти души. На них исполняется слово Псалтири: «Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе» (Пс. 30: 20).

Дух Святой, даже если человек не преуспел в смирении, прикрывает его добрые дела, чтобы его не ограбили. Некоторые ропщут и говорят: «Я столько времени прожил в монастыре и совсем не ощутил помощи Божией». Таковым следует радоваться, потому что Бог прикрыл их благие дары, чтобы они их не видели, потому что они не боятся разбойников.

Диавол нападает на ум, не занятый молитвой

В борьбе за смирение диавол иногда смешивается с умом человека. Пока ум пребывает в молитве, он не может примешаться, стоит поодаль, но подкарауливает момент, когда ум окажется пуст, не будет иметь делания. Тогда диавол набрасывается и атакует в том направлении, где человек слабее. И, например, делает так: говорит тебе, будто ты лучше того-то.

Однажды, когда я хотел плакать о своих грехах, диавол сказал мне: «Что ты так смиряешься? Знаю я твои грехи, и ты чуть получше плохих». Не сказал «хороших», потому что знал, что я не поверю. Тогда это стало для меня тяжелым ударом.

Эти искушения приходят, когда стараешься собрать ум; если я творю молитву, а ум уносится в церковь, и на улицу выходит, и где-то еще витает, тогда диавол начинает бороть меня многими плотскими искушениями. Тогда ты уже не можешь держать под наблюдением свою внутренюю жизнь, потому что там темно.

Какое бы послушание ты ни исполнял, надо иметь делание ума, потому что если у тебя нет делания, диавол задаст тебе свое делание
Какое бы послушание ты ни исполнял, даже когда несешь ведро воды, надо иметь делание ума, потому что если у тебя нет делания, диавол задаст тебе свое делание, и ты уже не сможешь оставаться в монастыре. Если ты размышляешь о еде, или дожде, или одежде, или о других земных вещах, это все равно, что жить в миру.

Одни мечтают о пустыне, а не знают, что у них в келлии тоже есть пустыня. Ночью, когда молишься Благому Богу, ты пребываешь все равно что в пустыне, а если спишь всю ночь, тогда это все равно, что жить в городе: тебе не будет награды.

Если засыпаешь с молитвой в уме, диавол не может преуспеть

Все, кто старается, чтобы сон похитил их прямо из молитвы, то есть старается заснуть с молитвой на уме, таковые смогут очень преуспеть.

Если не можешь бодрствовать всю ночь, возьми благословение у духовника и иди в келлию. И после того, как совершишь свое правило и захочешь уснуть, осени знамением Святого Креста свое изголовье и лицо и повторяй так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если не получается, чтобы сон похитил тебя прямо из молитвы, значит, днем, когда ты идешь на послушание, ум твой бывает рассеян и ты не повторяешь молитву «Господи Иисусе…». Значит, надо постараться, когда идешь на послушание, ни с кем не разговаривать, если только тебя не спросили о чем-нибудь. Тогда ответь, чтобы, если не ответишь ему, он не подумал о тебе чего; не давай ему повода для подозрений и отвечай ровно столько, сколько он спрашивал. Если же начнешь множить слова, тогда вину понесешь ты. Такова безмолвническая жизнь.

Если засыпаешь с молитвой «Господи Иисусе…», диавол начинает будить тебя, чтобы ты уснул в рассеянии. Это его ревность: чтобы ты не засыпал в молитве несколько вечеров подряд.

Это самое большое преуспеяние – если сон похищает тебя из молитвы «Господи Иисусе…». Как бы сильно ни бороли тебя духи и как бы тяжки ни были искушения, Дух Святой вселится в сердце, и у диавола уже не будет сил, он уже не сможет преуспевать.

Когда диавол видит, что человек хочет очистить свое сердце, он появляется со всякими испытаниями

Когда человек силится творить молитву «Господи Иисусе…», бывают всякие испытания. Сначала диавол пробует атаковать через пять чувств. По мере того, как ты стараешься не быть рабом этих пяти чувств, Дух Святой помогает тебе в молитве ума. И в какой мере ты силишься подвизаться, в той же мере Дух Святой помогает уму стяжать молитву сердца (самодвижную молитву).

Дух Святой сводит ум в сердце. Знай, что есть моменты, когда Он дает человеку ощутить Его.

Отец Клеопа (Илие) говорил так:

«Когда ты ненароком проснешься или повернешься на другой бок, и накатит такое смирение, покаяние, слезы, собранность ума и жажда Бога, тогда монах должен, сколько может, не впускать в ум мыслей о многопопечительности. Радость эта длится недолго: минут 10–15. Ум да твердит тогда молитву “Господи Иисусе…” И если монах собирает ум и творит молитву, в душу его может сойти великая радость».

А диавол делает наоборот: когда ты ощутишь смирение, собранность ума, слезы, тогда он задает тебе хлопот: то мне надо правило дочитать, то в храм пойти, то срочно сделать что-то, и тогда я могу проиграть (ему).

Когда диавол видит, что человек хочет очистить свое сердце, он старается смутить его видениями. И если диавол обманет тебя, тебе надо будет 3–4 дня, чтобы отделаться от него и вернуться к тому месту, в котором ты пал.

Если бы Благий Бог дал диаволу волю, человек не мог бы выдержать искушений, но Бог не попускает искушений выше сил человека
Когда диавол придет, скажи ему так: «Если ты от Бога, повторяй со мною так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”». При этих искушениях Дух Святой поначалу просвещает тебе ум, однако не помогает; Он стоит и ждет, чтобы посмотреть, с кем ты соединишься. И если ты твердишь тогда «Господи Иисусе…», то по мере того, как ты творишь молитву и просишь помощи у Бога, Дух Святой бичует диавола и показывает его тебе.

Что бы ни происходило в видениях, ты не думай, не размышляй о явлениях и делах, происходивших в прельщении.

Искушения от диавола так тяжелы, что лучше бы тебя живьем резали ножом, топором… Если бы Благий Бог дал диаволу волю, человек не мог бы выдержать искушений, но Бог не попускает искушений выше сил человека.

Падение и восстание монаха проистекают из мыслей

Подозрения, осуждение, злословие, ропот… когда человек хочет оплакивать свои грехи, эти искушения отступают от него. И даже если он живет в общежительном монастыре, в общежитии он пребывает как в пустыне. Но когда объединяешься с кем-нибудь или пляшешь под чью-то дудочку, ты проигрываешь.

В общежитиях сильно преуспели те, кто шел туда с такой мыслью: «Ухожу в монастырь, чтобы умереть». Те, которые приходят, чтобы умереть в монастыре, те весьма преуспеют, все. А те, которые идут, чтобы еще пожить, тем еще многое предстоит претерпеть, не потому, чтобы так хотелось им или кому-либо еще, просто таков порядок вещей: они много страдают и не получают ничего.

Есть такие, которые не совершают особых подвигов в общежитиях, но стараются никого не огорчать, ни настоятеля, ни кого-нибудь еще, и со всеми пребывают только в мире, творят себе молитву в уме, ни с кем ничего не имеют и хотят спастись. Эти опережают всех. Падение и восстание монаха проистекают из мыслей, из того, каким деланием занято его мышление. У кого имеются ревность или мнения, тот, Боже упаси, находится в опасности.

Самый глубокий мир у меня был, когда я жил в общежитии и остерегался интересоваться чем-нибудь. Если кто просил совета, я давал. А если говоришь, не будучи спрошен, или отвечаешь больше, чем надо, ты проигрываешь.

Как сохранить радости духовные

Духовных радостей достигаешь и во сне, если ум пребывает в делании, и когда бодрствуешь.

Когда благоволит Благий Бог, Дух Святой останавливает естество: ты не алчешь и не жаждешь, тебе ничего не причиняет вреда. Затем Дух Святой отнимает у человека молитву, бодрствует он или спит. Тогда, куда бы Он ни повел его, он чувствует себя счастливым, а коль скоро ведет его, то возвращает ему молитву, которую отнял, и он уже не трудится умом. И днем, когда Дух Святой собирает его ум в сердце и он с такой жаждой молится Богу, то, куда ни поведет его тогда Дух Святой, он чувствует себя как в раю.

Только вкусивший этих радостей может это понять. Если бы Благий Бог оставил его в этих радостях, он оставался бы в них вечно. Но если у тебя была радость из этих, знай, что она не твоя. Твоя она была бы тогда, когда, сколько бы раз ты ни вставал на молитву, ни безмолвствовал, она бы каждый раз была у тебя, тогда она была бы твоя. Однако Бог открыл тебе эти радости, чтобы ты знал, для чего тебе подвизаться.

Когда у тебя будет такая радость, надо делать так: когда Он отнял у тебя молитву и ты возрадовался о славе Божией, и Он вернул тебя назад и снова дал молитву, тогда непрестанно твори молитву, всегда, всегда, как можно короче и чаще, чтобы ум не рассеялся. И если у тебя много смирения, Дух Святой снова восхищает тебя. И так по три и четыре дня, а может, и дольше. В это время ты и не спишь, и не голодаешь, и в уме у тебя вовсе нет века сего. У тебя его нет, у тебя есть тот.

После того как отойдут эти радости, приходит диавол путем искушения. Сначала с мелкими, мелкими, мелкими пустяками, и если ты творишь молитву «Господи Иисусе…», тогда он отходит в сторонку и поджидает в засаде. И бросается тогда, когда увидит, что мельница крутится попусту, без помола. Тогда он всыпает свои плевелы и готовит свой помол.

Будь круглым со всеми, и тогда стяжешь мир

Когда поступаешь в общежитие, ты подобен камню с острыми зубцами, а в монастыре зубцы начинают стираться. Когда кто-нибудь тебя укоряет, то, если ты не прогневался, значит, зубцы пообтерлись еще немного. Покуда ты побеждаешься гневом, зубцы твои еще не стерлись, и жизнь в уединении не принесест результата. Монах тогда приходит к великому миру духовному, когда зубцы сотрутся; тогда ты уже не волнуешься и не желаешь века сего, ты ищешь другого. Но это постепенно, постепенно…

Когда поступаешь в общежитие, ты подобен камню с острыми зубцами, а в монастыре зубцы начинают стираться
Больше всего выигрывают те, кто послушание исполняет как для Бога и в братстве повинуется каждому. Надо быть круглым со всеми, потому что тогда у тебя будет мир со всеми. Не делай различий.

Если в монастыре что-нибудь сломалось и ты говоришь, кто сломал, выходит вражда. У другого возникает ненависть к тебе. Если можешь взять это на себя – хорошо, это очень хорошо. Будет трудновато, но у того, кто берет на себя, бывает великий мир. Он приходит к великому миру. Если же не можешь взять на себя, то хотя бы не взваливай на плечи другого. Это очень важно – хотеть, чтобы спаслись все.

Когда осуждаешь, Дух покидает тебя

Больше всего я преуспевал (лет семь), когда поразмыслил и сказал себе так: священников буду почитать как святых апостолов, настоятеля – как Христа, а всех остальных – как учеников святых апостолов. И такая радость была у меня, что приходило желание лобызать ступни и ноги всем монахам. Однако со временем я стал побеждаться осуждением и тогда стал охладевать.

Большинство стяжает Духа Святого, когда поступает в монастырь. Тогда на всех смотришь как на святых. Тебя распирает от радости, ты и слышать не хочешь о мире. Но как только начнешь предаваться беседам с остальными, бывалыми, осуждать и злословить других, Дух Святой тотчас же оставляет тебя.

Потом, если исповедуешься и даже плачешь, но не говоришь духовнику: «Отче, я осуждал того-то вот так-то и так-то…», а говоришь только «я осуждал», но как осуждал, не хочешь сказать, Дух Святой держит тебя в оставленности.

Ко всем же, кто исповедуется точно, со слезами и раскаянием, с повиновением, которое они оказывают, Дух Святой снова приходит на помощь. Необходимо покаяние, чтобы снова стяжать Духа Святого.

Дух Святой так благ и милостив!.. Он Преблаг… Но необходимо покаяние. Только благодаря покаянию Он возвращается назад.

Дух Святой приходит не тотчас, а постепенно, постепенно, по мере того, как мы прибегаем к Благому Богу: «Господи, не оставь меня…» И когда молимся так, Дух Святой открывает нам Себя постепенно, постепенно.

Чтобы стяжать Духа Святого, необходимо покаяние
Когда диавол нападал на меня и я молился, я снова ощущал Его помощь, как Он изгоняет диавола. И во многих случаях чувствуешь, как Дух Святой помогает тебе. Но когда мы встречаемся с некоторыми братиями, очень легко можем пасть. Стоит только начать осуждать или роптать – все, я проиграл. Это как на лестнице: поднимаемся, поднимаемся и снова падаем. И если смерть застанет меня поднимающимся, это самая большая радость, а если застала падающим, горе мне, я погиб.

Если я старался победить грех, это приобретение, а если грехи одолели меня, тогда я повинен Суду Божию. Если я бросил их – это приобретение. А если грехи меня одолели, тогда диавол пойдет со мною на Суд: «Господи, Ты сказал, что нельзя служить двум господам…» Диавол признает, что ты и Богу служил, но говорит: «Господи, но и меня он тоже не бросал». Тогда… я получу по заслугам.

Что мы видим других, то и дает нам Бог

Прежде всего, когда я иду к себе в келлию, мне надо проститься с теми, с кем исполнял послушание, и, есть ли у меня что на кого, нет ли, я должен сказать: «Благословите и простите меня, грешного, может, огорчил вас чем». А они отвечают: «Бог да простит тебя». И когда иду в келлию, чтобы у меня ни с кем ничего не было, и это мое приобретение.

Я так считал в монастыре – на настоятеля смотрел как на святого; а когда бы не смог считать его святым, все, я бы рухнул, я бы потерял все. Ибо говорится: «Даст ти Господь по сердцу твоему» (Пс. 19: 5). Если я считал их святыми, то ощущал радость Духа Святого. Какими я чувствую их, то и дает мне Бог. Кто желает спасения всем, тем Бог подает полезное. А кто плохого желал, плохое и нашел.

Покаяние доставляет покой

Пришли ко мне люди, обуреваемые искушениями и трудностями, и говорят, что чувствуют себя как в аду. И я спросил их: «Только не обижайтесь, но как долго вы не исповедовались?» Оказалось, уже лет 5–6 они не исповедовались. И я сказал им: «Да, вы имеете полное право чувствовать ад еще здесь». И послал их на исповедь, а через полгода они снова пришли ко мне и сказали, что больше не чувствуют себя как в аду, они уже чувствуют себя как в раю.

Дух Святой позволяет ощутить Себя в той мере, в какой человек ведет покаянную жизнь. Если я чувствую, что у меня чистые помыслы, что я с легкостью могу победить искушения, и у меня много смирения, много покаяния, многая собранность ума, и мне уже не хочется слышать о веке сем, но я хочу положить благое начало, и ум у меня чистый, прозрачный, тогда я осеняем Духом Святым. А если случается наоборот (потому что Дух Святой иногда отходит, оставляет нас в покинутости), тогда приходит дух мерзости, со всякими сквернами. Тогда будь внимателен и спроси свою совесть: «Совесть, скажи мне по правде: если я сейчас умру, я спасусь? Это нравится Богу?» И так Дух Святой их изгонит.

Есть моменты, когда мы бываем охвачены мраком, и есть моменты, когда бываем охвачены светом и миром. А мир Духа Святого человек ощущает тогда, когда начинает плакать, воздыхать и не может остановить плача. Тогда все диаволы убегают, и у него появляется здравое разумение, и он все понимает духовно-здраво. Эти утешения, приходящие по пути слез, человек может получать, только если ведет покаянную жизнь и обрел глубокое смирение. Если бы мне найти замок, чтобы повесить его на свои уста, я бы стяжал спасение.

Мсти слезами. Помогай с любовью и милостью

Когда накатывает уныние или отчаяние, тогда надо поступать таким образом. Скажем духу тому так: «Христос пришел ради грешников, из которых я первый!» И по мере того, как я провожу покаянную жизнь, Дух Святой меня умиряет. Но для первого раза, чтобы мы могли ощутить милость Божию, надо соединить покаяние со смирением. Тогда у меня нет вражды ни с кем, я уже не хочу слышать ни о ком, а если и слышу о ком-нибудь, то не хочу слышать о нем плохого. Когда же слышу о чьей-нибудь благости, радости, духовном преуспеянии, тогда душа моя радуется, успокаивается.

Для первого раза, чтобы мы могли ощутить милость Божию, надо соединить покаяние со смирением
А когда вижу, что некоторые не понимают, какое значение имеют мир, любовь, смирение, и душа моя видит, что все ищут одной только мести: «Он мне сказал, и я ему скажу!» – тогда и сам становлюсь мельче и всеми способами стараюсь уйти оттуда. Поэтому один святой отец говорит: «Если не будет меня и не будет Бога в моем сердце, мне не спастись».

Знайте, что нам надо остерегаться одного; один святой отец так говорит: «Если в разжжении гнева своего ты умертвил чью-то душу, из пламени гнева твоего взыскана будет душа та». Надо остерегаться этих искушений. Это очень сильные, тяжелые искушения, которые гнетут, гложут нашу совесть.

Иногда надо и обличить кого-нибудь, если это соответствует совету святых отцов, но больше всего мы можем помочь душе иным способом.

Один монах, настоятель скита, закончив службу, побежал за мной, догнал на опушке леса и говорит: «Подожди немного, я что-то скажу тебе». И рассказывает мне о напастях с братиями, которые его не слушались. И спрашивает меня: «Что мне делать? Как отомстить им?».

И я сказал ему, что нашел в одной старинной книге, невесть где, что там было написано так: «Если хочешь отомстить грешникам, мсти слезами». И если будешь мстить слезами, Дух Святой поможет тебе. По мере того, как ты будешь мстить слезами, Дух Святой будет обличать их без того, чтобы ты обличал их словами. Это очень важно, потому что заповедь Божия – все делать из любви: из любви учи его, из любви помогай другому.

Теперь уже неполезно, как в давнишние времена отцы подвергали большим испытаниям иных монахов, монахинь. В те времена люди были весьма преуспевшими. А теперь, в наше время, это все равно что пойти на фронт, а солдаты, которые там воюют, были бы изранены, они покрыты всякими ранами. И тогда начинаешь применять все больше и больше милости. И если будешь применять милость, тогда Дух Святой поможет тебе, умирит тебя, и слово вашей святости[1] будет обладать силой. Потому что через милостивое слово твоей святости Дух Святой обличит его, а не твоя святость.

(Окончание следует.)

Монах Проклу (Никэу)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Cuvantul Ortodox (Православное Слово)

15 марта 2023 г.