Еще несколько слов о «нехороших» людях в Церкви

Недавно на сайте «Православие.Ru»  была опубликована статья Дениса Ахалашвили «Почему в Церкви так много “нехороших” людей»,  имеющая целью развеять смущение и конфузы нецерковных людей по данному вопросу. При всех очевидных достоинствах данной публикации, приходится констатировать, что она всё же не отвечает на вопрос, поставленный в заглавии. Более того, она может вызвать, по крайней мере у предубежденного против Церкви читателя, дополнительные достаточно логичные вопросы, способные лишь подтвердить его сомнения.  Действительно, если мы вполне справедливо утверждаем, что Церковь – духовная лечебница, а Христос –  Истинный Лекарь душ, то как мы объясним присутствие в церквах достаточного количества «злобных старух», да и просто неадекватных людей, которые десятилетиями ходят в храм, а к лучшему не меняются?  Может, «догадается» наш совопросник, Церковь не смогла справиться с их болезнями, не нашла для них  «лекарства»? Но тогда она не универсальна и не всё ей «по плечу». А может, и вообще она никого не способна исцелить и всё это фикция? В таком случае и всё дело Христа может быть поставлено под сомнение. Далее наш совопросник будет продолжать: хорошо,  не следует путать Церковь земную с Небесной Церковью. А что, член земной Церкви становится членом Церкви Небесной по мановению волшебной палочки и, как в сказке, из  «гадкого утенка» превращается в  «прекрасного лебедя»? Тогда какой смысл во всех ваших подвигах и молитвах, если и так есть  «волшебная палочка», которая всё сделает за меня? Внезапно в час смерти «злобная старуха»  превращается в светлого ангела и «улетает на Небо». Какая прелесть!

Да, эти вопросы и рассуждения покажутся нам жестокой насмешкой над нашей Церковью. Поэтому мы сами не должны подавать повода к ним со стороны оппонентов и разумно и логично отвечать на возникающие у них вопросы! Мы обязаны быть «всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3: 15).

Феномен существования в Церкви «нехороших»  людей всегда был предметом скорби святых отцов,  понимавших истинные причины этого

Феномен, обозначенный в заглавии статьи, всегда был предметом скорби святых отцов Церкви, понимавших его истинные причины. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одной из своих статей пишет о том, как скорбно видеть монаха, проведшего в стенах монастыря многие десятилетия и уже покрытого сединой, но в котором очевидны признаки укоренившихся страстей. Монах,  проведший в монастыре почти всю жизнь, не явил духовных плодов, а стал еще хуже! И это ли не предмет скорби для лучших представителей монашества, которые  «произросли» на той же самой  «почве», что и нерадивый монах! Но это же касается и проживающих вне монастырской ограды, ибо законы духовной жизни для всех одни и в приходских церквах совершаются те же процессы, что и в монастыре. Для каждого члена святейшего организма Церкви, для каждой его клеточки наличие клетки с застарелой уже болезнью, клетки, как будто никак не приобщенной к святости Христовой, должно стать причиной скорби, ибо «страдает ли один член,  страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26)! И не просто эмоциональной скорби, а скорби молитвенной,  подвигающей к постоянной молитве за страдающего члена Церкви.

Однако кроме молитвы необходимо еще и понимание этого феномена. Понимание того, почему на самом деле так может быть, что человек, десятилетиями напаиваемый всеми  «соками» Церкви и питавшийся ее Пищей,  оказывается почти бесплодным в добродетели и земля его сердца произрастила лишь «терния и волчцы».

Ответ на этот вопрос следует искать не в области сомнений и колебаний в силе Церкви и ее таинств. Господь устроил на земле Свою Церковь и соделал ее вместилищем благодати,  способной и готовой самого последнего грешника соделать величайшим святым. Гарантом этого стал Сам Господь,  сказавший: «Если будут грехи ваши, как багряное,  – как снег убелю; если будут красны, как пурпур,  – как волну убелю» (Ис. 1: 18), а свидетелем  – вся история Церкви, во множестве вознесшая великих грешников к святости.

Церковные таинства и обряды имеют спасительное действие лишь при условии правильной духовной жизни

Ответ нужно искать в неправильном отношении к Церкви и ее таинствам самих христиан и в подмене главного второстепенным. Учителя Церкви, рассказывая о роли церковных таинств и обрядов, всегда подчеркивали, что они имеют спасительное действие лишь при условии правильной духовной жизни и следовании заповедям Христовым. Вот как об этом пишет, например, святитель Феофан Затворник:

«Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест,  святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос,  антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям,  дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».

Вот, оказывается, как! Таинства и все святыни спасительны и способствуют исправлению человека, но в том только случае, когда человек обучает себя добродетелям.  Христианин должен брать на себя подвиг, а «сущность подвига заключается в исполнении заповедей»[1]. Таинства и все церковные обряды – это лекарства для духовно-телесного состава человека, подаваемые Церковью! Лекарства,  которые подействуют лишь при наличии всех прочих составляющих целительного процесса. И это нормально!  Ведь есть в медицине такое понятие, как комплексная терапия, когда какое-то одно средство не способно помочь человеку и применяется комплексный подход. И мы понимаем и принимаем такой подход. Если рассмотреть отдельные лечебные средства, то и они действуют лишь при соблюдении определенных условий. К примеру, одни лекарства необходимо принимать строго до еды, другие во время приема пищи, а физиопроцедуры при наличии у пациента температуры могут принести даже вред здоровью и т.д. Подобные рассуждения вполне применимы и к церковным таинствам как духовным целительным средствам.  Они исцеляют, но при правильном употреблении! При наличии у человека искреннего покаяния, стремления к добродетельной жизни и удалении от греха!

Многие, увы, этого не понимают! Многие само участие в церковной жизни воспринимают как свою заслугу. А если человек еще и работает в церкви, то вообще зачастую приписывает себя к церковной элите и склонен возводить себя в ранг учителя. Церковные таинства начинают ощущаться не как уникальное средство для очищения от греха и помощи в борьбе с ним, а как самодостаточная цель, достижение которой само по себе преобразит и исправит нашу жизнь.

Всё дело в неверной расстановке приоритетов в духовной жизни. И это может привести к духовному краху

Если свести все рассуждения к простой мысли, то дело в неправильной расстановке приоритетов в духовной жизни. Во главу угла человек часто ставит не стремление уподобиться Христу через исполнение Его заповедей, а интенсивное участие в церковной жизни, в таинствах, которые и без усиленного труда человека будто способны сделать его совершенней.

Такое отношение к таинствам может привести человека к духовному краху. Так же, как и в раю, в духовном раю – Церкви – человеку  «предоставлена свобода: по произволу своему он может или противиться страстям и победить их о Господе, или покоряться и поработиться им»[2]. И последнее, увы,  происходит с человеком, когда он, пренебрегая внимательной, трезвенной жизнью по заповедям, всю надежду возлагает на церковную составляющую духовной жизни. В таком случае греховные страсти вполне  «уживаются» с церковной жизнью христианина,  развиваются в нем и делают его своим рабом. Сам же христианин, увы, может этого даже и не замечать.  «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь, по большей части они удовлетворяются ими, по большей части не примечаются ими, по большей части оправдываются»[3]. Но в своих собственных глазах такой человек будет вполне достойным христианином, глубоко воцерковленным в силу интенсивной церковной жизни, а потому всё – или почти всё  – знающим и понимающим. Вот так и появляются в Церкви «злые старухи» и просто  «нехорошие» люди, на пути у которых стоять не советуется!

Из выше написанного не следует делать вывод, что только своим подвигом человек может исправиться, а таинства  – лишь небольшая подпорка

Из выше написанного не следует делать вывод, что только своим подвигом человек может исправиться, а таинства  – лишь небольшая подпорка. Конечно, «необходим подвиг для христианина, но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа»[4], подаваемая через таинства Церкви. Но нам необходимо хорошо понимать взаимосвязь главного и вспомогательного для того, чтобы хорошо усвоить те духовные дары, которые преподает нам Святая Церковь.

Священник Димитрий Выдумкин

26 марта 2015 года