Сила благодати против бессилия магизма

Завершилось пребывание в России великой афонской святыни, перед которой молились многие поколения подвижников, – пояса Пресвятой Богородицы. За это время ей поклонилось более 3 миллионов человек, что является, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «выражением великой веры народа, в ответ на которую Бог дает нам чудо – чудо сохранения веры и жизни». И разве сам по себе феномен столь масштабного паломничества наших соотечественников к святыне не говорит об их горячем стремлении к Православной Церкви?

Зачем люди, несмотря на непогоду и свои немощи, стояли в бесконечных очередях в храм Христа Спасителя и другие храмы российских городов, где побывал пояс Богородицы? Наверное, у каждого в сердце были свои побуждения, боли и мольбы. Но, пожалуй, наиболее точно выразил главный смысл этой великой побудительной силы наш патриарх, связавший пребывание пояса Пресвятой Богородицы в России с возможностью «понять силу Божественной благодати и близость присутствия к нам небесного мира».

Между тем некоторые «культурологи», бросившиеся в эти дни комментировать реакцию россиян на принесение пояса Пресвятой Богородицы, попытались увидеть в этом нечто совсем иное – к примеру, как писала газета «Московские новости» от 25 ноября 2011 года, «вспышку коллективного магизма».

Если на ряде интернет-сайтов наблюдалось откровенное беснование и полное неприятие религиозных чувств наших соотечественников, то в «Московских новостях» предприняли попытку придать публикации «научный характер» и с этой высоты, хорошо известной нам по истории СССР, «ниспровергнуть» основы веры. Для этого позвали «исследователя феномена религиозности» – чтобы вместе с ним назвать недавние события «закатом рационализма». Текст, занявший целую полосу под рубрикой «Размышления», вышел под заголовком «Для толпы, которая стоит в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства».

«Истерический масштаб», «религиозный психоз», «заряженная сильными эмоциями большая группа офонаревших людей» – такими определениями оперирует «исследователь феномена религиозности», который, впрочем, не видит ничего дурного в том, что «наша российская коллега Татьяна Глушкова целый месяц вместе с паломниками-индусами провела в Индии и написала об этом книгу», а «на могилу цадика Нахмана Брацлавского в украинский город Умань съезжаются тысячи религиозных евреев», не говоря уже о том, что «мусульмане всего мира совершают хадж». То есть с религиозностью как таковой он бы готов был смириться – но только не в данном случае.

Однако прежде чем остановиться на некоторых тезисах текста, сделаем несколько штрихов к портрету, так сказать, «главного героя». Это Николай Шабуров. Он – директор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Активно выступал против введения предмета «Основы православной культуры» в школьную программу. Один из авторов учебника «Религии мира», где около 100 страниц из 267 посвящено брахманизму-буддизму-индуизму. Одно из его интервью несколько лет назад носило скандальное название – «Бог отвернулся от Православия».

И на сей раз, давая интервью корреспонденту «МН» Татьяне Малкиной, Шабуров в выражениях и оценках тоже не стесняется. «Плохо то, что это (то есть очередь к поясу Богородицы в храм Христа Спасителя. – В.П.) принимает истерический масштаб».

На самом деле все ровно наоборот: в очереди никаких истерик не наблюдалось; люди, приехавшие в Москву со всех концов России и даже прилетевшие из других стран – чтобы испросить у Пречистой помощи и заступничества, старались друг другу помогать; спокойно читали и пели молитвы Богородице. А вот истерика случилась как раз у «исследователя феномена религиозности» и его визави – автора текста Татьяны Малкиной, когда они обсуждали происходящее, ведь многотысячная, все не убывавшая очередь в храм к святыне – яркое свидетельство того, что все больше наших соотечественников приходит к Православию.

Впрочем, для Шабурова и его собеседницы, пишущей слово «Бог» только с маленькой буквы, вера – это несуществующий вздор: по их мнению, речь идет о «религиозном психозе». Подобным образом (и как бы мимоходом) Шабуров изливает свою злобу и на такие великие чудеса, как Благодатный огонь и мироточащие иконы.

И возрождение церковной жизни в России, и стремление значительной части современного общества к Церкви, как и стояние в очереди к афонской святыне и обращение с молитвой к Богородице (даже тех, кто никогда раньше не молился) – все это для него все тот же «религиозный психоз». Поистине, «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», как утверждал апостол Павел (1 Кор. 1: 18).

Шабуров провозглашает, что для толпы, стоящей в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства, а «увлечение магизмом» идет от нежелания брать на себя ответственность, рассуждать: по мнению «исследователя феномена религиозности», люди, стоящие в очереди, «важные проблемы делегировали поясу Богородицы». Последнее заявление за его абсурдностью комментировать не станем, но вот что касается «магизма», отошлем читателя к тексту священника Игоря Фомина «Пять вопросов о поклонении поясу Пресвятой Бородицы».

Все, кто стоял в очереди, пишет он, люди верующие, ибо невозможно простоять 10–15 часов лишь из праздного любопытства. А для скольких наших соотечественников именно с этого момента и начался сознательный путь в Церковь!

Еще одним ответом – едва ли не лучшим – на обвинения в «магизме» стала недавняя проповедь патриарха Кирилла в Покровском монастыре у мощей блаженной Матроны (ей тоже, кстати, досталось от авторов публикации).

«Когда мы подходим к ее мощам, – сказал патриарх, – мы не получаем прошения по нашим молитвам автоматически, потому что в Церкви нет никакой магии. Это колдуны и маги говорят: “Ничего не надо, заплати деньги, сделай то-то и то-то, скажи заклинание, соверши какие-то суеверные действия – и ты автоматически получишь все, что хочешь”. В Церкви человек ничего не получает автоматически – он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону. А в центре этого закона – способность человека нести свой крест, как учит Христос».

Нельзя пройти мимо и еще одного аргумента Шабурова: он уверен, что сегодня невозможно говорить о росте религиозности. Опросы общественного мнения, по его словам, показывают, что у нас не очень высокий процент верующих: регулярно, раз в неделю, на церковные службы ходит лишь 3–4% населения. Чтобы понять, что это не так, достаточно посмотреть данные социологических исследований ВЦИОМ, Института общественного проектирования и других известных исследовательских центров.

Так, например, известный социолог Михаил Тарусин в масштабном всероссийском исследовании «Реальная Россия» приводит данные, согласно которым число активно религиозных людей (тех, что посещают храм раз в месяц и чаще) в октябре 1992 года составляло 4%, в августе 2000 года – 6%, а в 2005 году, когда проводилось это исследование, – уже 8%. Более того, в 1992 году причащающихся несколько раз в год насчитывалось 7%, в 2000-м – 12%, в 2005-м – 18%. Сегодня число людей, и регулярно посещающих храм, и причащающихся, еще выше. Так что в случае Шабурова мы имеем дело либо с некомпетентностью, либо с подтасовкой фактов.

Вполне очевидно, что чувства ярости, которые вызывают Русская Православная Церковь и верующие и которые вновь вырвались на свет в связи с принесением пояса Пресвятой Богородицы в Россию, отнюдь не случайны. Кому-то христианство не нравится в принципе. Может показаться, что это происходит только в России и что я высказываю свое частное мнение. Но еще в начале ноября наш патриарх сказал:

«Русская Православная Церковь с большой озабоченностью воспринимает рост проявлений ненависти в отношении христиан в мире. По сведениям ряда независимых источников, христиане стали самой гонимой религиозной группой в мире».

 

 

Василий Писаревский
28 ноября 2011 года
www.pravoslavie.ru