Преодоление: Вера в годы безбожия (+ 150 ФОТО + ВИДЕО)

Бывший Английский клуб, бывший Музей революции, сегодня Музей современной истории

С 8 ноября по 9 декабря 2012 года в Государственном центральном музее современной истории России (г. Москва, ул. Тверская, 21) пройдет выставка, посвященная гонениям на Церковь в советские годы. Выставка организована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом совместно с музеем и приурочена к двадцатилетию университета.

Бывший Английский клуб, бывший Музей революции, сегодня Музей современной истории

— Каждый день Николай Евгеньевич смотрел, сколько обращений к базе новомучеников было за день и каждый день пересматривал все фотографии новомучеников — рассказывает Оксана Васильевна — вдова Николая Евгеньевича Емельянова — одного из первых исследователей, начавших титаническую работу по сбору и систематизации всей информации о тех, кто отдали свою жизнь за Христа.

Нельзя — хотя бы отчасти — понять, что такое была эпоха гонений на веру, если не увидеть того, что собрано на этой выставке. Триумфальные выпуски «Безбожника» и огромные плакаты «Нет Христа!», рядом — каторжные номера святых, карманные евхаристические наборы, крохотные, от руки переписанные молитвословы. Медицинский набор святителя Луки Войно-Ясенецкого. Помянник: «О упокоении Патриарха Тихона» — мы так не молимся о святителе, мы молимся ему. » В последнем зале — огромные фотопортреты новомучеников. Глаза, лица… виновен, расстрел.

Целью выставки, по словам протоиерея Владимира Воробьева, ректора ПСТГУ, организовавшего выставку совместно с музеем, стало «желание показать историю духовного сопротивления безбожию на примере истории России». По его словам, «те, кто не любит свою историю, не достоин будущего», поэтому очень важно изучать историю, чему и посвящена выставка. Он также подчеркнул, что «гонения в России были против людей, идей, и против памяти», в связи с чем, собрать экспонаты об эпохе гонений было очень трудно. Отец Владимир поблагодарил тех, кто не остался равнодушным к проведению выставки, и предоставил экспонаты, драгоценные для их владельцев. Ректор Свято-Тихоновского Университета поблагодарил сотрудников отдела НИО НИРПЦ ПСТГУ, участвовавших в организации выставки, отметив, что именно они писали историю Церкви ХХ века, ведь 20 лет назад эта история еще не была написана, а то, что было известно из советской печати «это была не история, а нечто вместо истории».

Протоиерей Владимир Воробьев обратил  внимание собравшихся на то, что  в Иерусалиме существует музей холокоста  «Яд Вашем», в который вложены  большие деньги: «Можно столько восхититься, как еврейский народ хранит память своих собратьев. Правильно делает, именно так и нужно делать. Мы так не умеем делать». Отец Владимир считает возможным сравнивать историю гонений на Церковь со стороны коммунистов и историю преследования евреев фашистами: «Этот музей («Яд Вашем», — прим. ред.) говорит о страданиях евреев в течении нескольких лет фашизма. Наш период гораздо больше — 70 лет гонений на Церковь. Там пострадало несколько миллионов евреев. У нас пострадало несчетное количество людей. Никто не скажет, сколько людей пострадало от советской власти. Те сведения, которые мы слышим — это только расчеты, точных данных до сих пор нет».

В заключении Отец Владимир Воробьев призвал хранить память о святых предках  и изучать их историю: «Мы знаем, что пострадали наши деды и отцы. Память о них должна жить, их подвиг должен воскресить в наших душах все то святое и ценное, чем может жить народ. Если не будет веры, то не будет жизни. Надеемся, что выставка поможет нам вместе трудиться для памяти наших мучеников».

По мнению архиепископа Верейского Евгения, председателя учебного комитета РПЦ, эта выставка — «большое дело», так как «Мы не имеем права забывать страницы истории, какими бы они ни были», это необходимо чтобы «страшные страницы не повторились в истории нашего государства».

Советник президента России по культуре Владимир Толстой уверен: «Повторение гонений на Церковь в наши дни невозможно, об этом свидетельствует и уровень церковно-государственных отношений».

На выставке представлено более 1000 экспонатов, многие из которых являются уникальными ранее никогда не выставлявшиеся. Университет связался с различными музеями как государственными так и частными, с просьбой предоставить материалы для выставки, посвященной гонениям. Так как все эти экспонаты связаны с болью то они не оставляют равнодушными никого, разве что палачей, если бы таковые пошли в музей.

Экспонаты размещены в шести залах в хронологическом порядке: период до революции, начало революции гражданской войны и гонений на церковь, предвоенный период нарастание гонений, достигших апогея в 1937 году, начало войны и ослабление гонений, период «оттепели» и хрущевских гонений, и наше время. Ядром экспозиции являются подлинные личные вещи святых, такие как хирургические инструменты святителя Луки Войно-Ясенецкого, потир еп. Нестора Камчатского, икона всех русских святых, вдохновляясь которой, владыка Афанасий Сахаров в течении многих лет составлял службу все русским святым, и которая послужила образцом для составления служб новым мученикам и исповедникам, в том числе и самому святителю Афанасию.

 

В экспозиции присутствуют такие вещи как пистолет, из которого был расстрелян святой император Николай II, форма палача НКВД, и спица которой он убил двух человек (об этом он сам рассказал, когда покаялся в конце жизни).

Внимание уделено также материалам антирелигиозной пропаганде, которая заполонила собой всю страну: школы, вузы, учреждения прессу и литературу. Посетители могут увидеть периодические издания, плакатами, карикатуры, книги. Общее внимание привлекла отвратительная кукла священника, которая использовалась в 1920-х годах при постановке антирелигиозных спектаклей.

 

 

Cнятие драгоценных металлов с облачения священников, 1920-е годы. Ценности изымались якобы для борьбы с голодом, но рассекреченные сегодня документы ясно свидетельствуют, что судьба голодающих мало волновала большевистских вождей.

Cнятие драгоценных металлов с облачения священников, 1920-е годы. Ценности изымались якобы для борьбы с голодом, но рассекреченные сегодня документы ясно свидетельствуют, что судьба голодающих мало волновала большевистских вождей.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

Коммунистическая власть ставила перед собой цель воспитания «нового человека», абсолютно чуждого всякой религии, и стремилась достичь этой цели всеми способами.

Коммунистическая власть ставила перед собой цель воспитания «нового человека», абсолютно чуждого всякой религии, и стремилась достичь этой цели всеми способами.

Рисунок лагерного поселения, сделанный заключенным. С начала 1920-гг. в массовом порядке священнослужители и миряне за свою верность Церкви наказывались ссылками в отдаленные местности: в Зырянский край, Северный край, Нарымский край, несколько позже – в места традиционных царских ссылок: Туруханский край, Западную и Восточную Сибирь, Туркменистан.

Рисунок лагерного поселения, сделанный заключенным. С начала 1920-гг. в массовом порядке священнослужители и миряне за свою верность Церкви наказывались ссылками в отдаленные местности: в Зырянский край, Северный край, Нарымский край, несколько позже – в места традиционных царских ссылок: Туруханский край, Западную и Восточную Сибирь, Туркменистан.

Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х гг. Печатные издания антирелигиозной пропаганды Безбожник», «Безбожник у станка» и др., выпускались в этот период огромными тиражами.

Кукла «поп». Использовалась в театральных антирелигиозных постановках в 1920-х гг. Печатные издания антирелигиозной пропаганды Безбожник», «Безбожник у станка» и др., выпускались в этот период огромными тиражами.

Большевики посчитали колокольный звон вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. Часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд, например, на изготовление котлов для столовых.

Большевики посчитали колокольный звон вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. Часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд, например, на изготовление котлов для столовых.

Своеобразное применение части московских колоколов нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

Своеобразное применение части московских колоколов нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.

В 1937 году методы антирелигиозной пропаганды и «мягкого насилия» сменились массовыми расстрелами.

В 1937 году методы антирелигиозной пропаганды и «мягкого насилия» сменились массовыми расстрелами.

 

ГЦМСИР http://www.sovr.ru находится по адресу: Москва, Тверская ул., дом 21, проезд до станции метро Пушкинская, Тверская, Чеховская. Музей работает: вторник, среда, пятница с 10.00 до 18.00, касса до 17.30, четверг с 12.00 до 21.00, касса до 20.30, суббота, воскресенье с 11.00 до 19.00, касса до 18.30. Понедельник — выходной день. Стоимость билетов: Полный билет: 250 рублей. Льготный билет (для граждан РФ и СНГ): 150 рублей – для взрослых, 70 рублей – для учащихся, студентов вузов РФ, пенсионеров, инвалидов, 20 рублей – для детей дошкольного возраста, Любительская фотосъемка 150 рублей.

Источник: www.pravmir.ru

One thought on “Преодоление: Вера в годы безбожия (+ 150 ФОТО + ВИДЕО)

  1. Владислав
    20/11/2012 at 0:55

    Этого безбожного безумия и массовой материализации сатанизма забывать нельзя! Чтобы этого не повторилось, чтобы большинство граждан России понимали без обсуждения: танцующие на амвоне Воссозданного народом Храма Христа Спасителя кощунники — это отголосок 20 безбожного века, — злодеяние однозначно требующее наказания и изоляции как духовная заразная болезнь.