Осуществление церковной заботы о детях-сиротах (епископ Филипп)

Сиротство — самое большое бедствие, которое может постигнуть ребенка. Господь призывает нас к особому попечению об оказавшихся в таком состоянии детях. Надо отметить, что православие во все времена почитало этот пригляд своим непременным долгом. «Чистое и непорочное благочестие пх—ззред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1:27), и потому с далеких времен принятия христианства на Руси забота о детях, потерявших родителей, приобретала все более организованные формы.

В предшествующие исторические периоды причиной потери родителей чаще всего становилась их смерть в результате войн, болезней и других бедствий. Однако в наше время основной источник этого социального явления обозначен во многих странах в распаде семьи и наличии нравственных болезней современного общества.

У многих воспитанников государственных учреждений родители живы, но лишены своих прав. Нередким стал отказ от ребенка, появившегося на свет Божий с инвалидностью. Несмотря на разнообразие конкретных причин материального и социального характера, современное социальное сиротство исходно обусловлено причинами духовными — утратой веры, стремлением жить в свое удовольствие, нежеланием нести крест жизненных трудностей и, в том числе, воспитания собственных отпрысков.

Согласно утвержденному Синодом РПЦ документу «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви» главным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи. В случае, когда это не представляется возможным, необходимо способствовать устройству детей к гражданам, готовым их принять.

Постоянное пребывание вне семьи оказывает на развитие ребенка негативное воздействие. Причиной является неудовлетворение потребности в любви. Атмосфера семейного окружения в детстве служит залогом полноценного личностного развития в будущем.

Истинная помощь воспитаннику государственного учреждения возможна, когда появляется человек, имеющий о нем постоянное попечение. Такой наставник помогает ребенку обрести уверенность в себе, поставить реальные цели, вдохновляет, помогает преодолевать трудности. Ему не следует прерывать связь с подопечным и после выпуска. Ведь именно такое сношение с человеком, имеющим живой церковный опыт, — самый верный способ укрепления в вере.

В особой духовной и практической поддержке со стороны Церкви нуждаются семьи, принявшие на воспитание ребенка. Делая этот шаг, они встают на благодатный, но в то же время ответственный и трудный путь. Укрепить внутренние отношения и избежать многих опасностей не только в духовной сфере, но и в вопросах воспитания помогает общение с духовником и регулярное духовное окормление. Такие семьи нуждаются не только в особом душепопечении, но и, зачастую, в материальной, моральной и иной помощи.

Священники рассказывают членам семьи, выразившей желание принять ребенка, о некоторых противопоказаниях к этому, а именно:

— нежелание одного из членов семьи принимать ребенка;

— недостаточная обеспеченность семьи;

— нежелание ребенка идти именно в эту семью;

— для детей из церковных приютов — нецерковность потенциальных опекунов;

— излишне романтический взгляд на сироту, непонимание неизбежных сложностей, чрезмерно эмоциональное стремление к подвигу, неверная оценка своих сил;

— представление о том, что принятый некровный по своей сути ребенок может заменить умершего;

— монашество усыновителей.

Нежелательно принятие одиноким мужчиной девочки и одинокой женщиной — мальчика. Помещение ребенка в неполную семью в любом случае более трудная задача, и потому со временем одинокий родитель столкнется с большими трудностями, нежели семейная пара.

Значительные риски существуют и при принятии подростка, особенно когда в семье уже имеется его ровесник противоположного пола. При усыновлении или попечении недопустимо руководствоваться материальными соображениями (получением пособия и прочих льгот). От будущих родителей, берущих на себя этот крест, потребуется готовность в той или иной степени к изменению уклада жизни и своих привычек.

Чтобы взять ребенка с достаточно сложной историей, нездоровой наследственностью, травматическим опытом (в том числе психического и физического насилия), семье придется быть гибкой и готовой к неизбежным трудностям. При этом постоянно существует угроза не только возврата ребенка в госучреждение, но даже и распада семьи. Чтобы уменьшить эти риски, необходима постоянная поддержка и внимание со стороны семейного духовника. Он должен быть доступен постоянно, ведь в любой момент может возникнуть необходимость безотлагательно встретиться с ним для разрешения конфликтных ситуаций.

Священнику, прихожанам, людям, заменившим ребенку родителей, необходимо учитывать, что во время богослужения поведение опекаемого, который только начинает осваиваться в семье и в Церкви, а также страдает от последствий внесемейной депривации, может сильно отличаться от манеры  поведения детей, выросших в семье: ему труднее сосредоточиться, он может демонстрировать поведение, свойственное более младшему возрасту; гиперактивность или наоборот, заторможенность. Требования к такому ребенку должны быть мягче.

Полезно общение принимающих семей, относящихся к одному приходу, или в благочинии между собой. В таком случае появляется возможность обсудить возникшие проблемы и поделиться опытом. Хорошо зарекомендовали себя выезды родителей без детей на двух-и трехдневные интенсивные семинары с компетентными специалистами и душепопечителями. В этом случае неоценима поддержка психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе.

Церковные служители прилагают усилия, направленные на профилактику социального сиротства. В первую очередь это предупреждение отказов от детей или необоснованное их изъятие из семьи органами опеки. В случае если такое произошло, то не следует оставлять родную семью. Она нуждается в проведении с ней социально-реабилитационной работы, направленной на ее оздоровление. При этом нужно проявлять максимальную осторожность, чтобы возможное возвращение в дисфункциональную кровную семью не привело к опасным для ребенка последствиям.

Епархии, расположенные на территории Новосибирской области, прикладывают каждодневные усилия для того, чтобы семьи, из которых отобрали детей, не катились еще ниже. Если есть хоть малейшая надежда на то, что они могут снова повернуться лицом к Господу — ее упускать нельзя.

При многих приходах организуются команды, состоящие из добровольцев, готовых в меру своих сил нести свет и помощь. Они проводят беседы, собирают и передают вещи нуждающимся, оказывают педагогическую и социальную поддержку.

Волонтеров для служения специально отбирают, им обеспечивается соответствующая подготовка и супервизия. Прихожанам, выразившим желание заняться этим служением, разъясняются сложности, с которыми они могут встретиться. Для воспитанников интернатов характерны иждивенчество, травмированность, депривация и другие духовные, психологические и социальные проблемы.

Никакое содействие тут не будет лишним. Любой гражданин, будь он верующий или нет, не должен проходить мимо, зная, что под кровом его родственников, соседей, знакомых происходит пренебрежение интересами ребенка. Здесь не следует пренебрегать сотрудничеством с государственными институтами опеки и попечительства, а духовенство всегда готово поддержать и помочь в меру сил.