Доклад епископа Филиппа на Рождественских чтениях 2019 г.

Ваше Превосходительство, Ваше Высокопреподобие, Ваше Преподобие, участники VIII Карасукских Рождественских Образовательных чтений! В этом году  тема чтений приурочена                     «Великой Победе: наследию и наследникам». Мой доклад посвящен теме: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны».

22 июня 1941 года, в день всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Во второй раз за XX век Германия вступила в смертельную борьбу с Россией, обернувшуюся для нас новой национальной катастрофой. Разбойничий Третий рейх, поправший все Божии и человеческие законы, провозгласивший расизм своей официальной идеологией, стремившийся к истреблению одних и порабощению других народов. Вожди нацисткой партии открыто отвергали христианские нравственные ценности и предпринимали мракобесные опыты по возрождению древнегерманского языческого культа.

К началу Великой Отечественной войны над Русской Православной Церковью нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков».

Почти все оставшиеся в живых архиереи находились в лагерях, а количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен. Однако, несмотря на невыносимые условия существования, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве. Свою проповедь, в которой он говорил о духовных корнях русского патриотизма, владыка закончил словами, прозвучавшими с пророческой уверенностью: «Господь нам дарует Победу!»

По окончании Литургии местоблюститель собственноручно напечатал на машинке текст воззвания к «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», которое моментально было разослано по сохранившимся приходам. По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы.

В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 декабря митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. В ответ на призыв Первоиерарха в Московском Богоявленском соборе духовенством и мирянами собрано было более 400 тысяч рублей. Вся церковная Москва собрала свыше 2 миллионов рублей, в блокадном голодном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч рублей. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. В Новосибирске православные клирики и миряне отдали 110 тысяч рублей на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину».

Война стоила нашей Родине гибели 25 миллионов ее сыновей и дочерей, среди которых были миллионы православных. Русская Церковь потеряла прекрасные храмы, разрушенные артиллерийскими обстрелами, взорванные бомбами; уцелевшие церкви на освобожденных территориях были опустошены, разграблены; святыни осквернены. Уничтожена была вековая святыня русского народа – Успенский собор Киево-Печерской Лавры.

Архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), совершавший в войну одновременно и архиерейское служение и служение врача-хирурга (он был начальником госпиталя в Красноярске), писал тогда: «Германский народ, более тысячи лет считавшийся христианским народом, … явил всему миру, народам – братьям во Христе и народам нехристианским неслыханно страшное лицо варвара, топчущего ногами Святое Евангелие, вторично распинающего Христа».

8 сентября 1943 года, спустя 4 дня после встречи в Кремле местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия с Председателем Совнаркома И.В. Сталиным, состоялся Архиерейский Собор. В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев. Митрополит Сергий выступил на Соборе с докладом о патриотическом служении Церкви в Великую Отечественную войну. На Соборе митрополит Сергий (Страгородский) избран был Патриархом Московским и всея Руси, интронизация которого совершена 19 сентября в кафедральном Богоявленском соборе.

О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствует постановления Моссовета от  19 сентября 1944 г. и от 3 января 1945 г. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы».

Во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы (с января по ноябрь 1944 года было открыто более 200 церквей); рукополагались священники и диаконы. Мысль Патриарха Сергия о возобновлении духовного образования в России была наконец осуществлена. В Москве открылись Богословский институт и Богословско-пастырские курсы.

В послевоенные годы были открыты тысячи новых приходов во всех епархиях, в особенности в Белоруссии и на Украине. В 1946 году Русская Православная Церковь имела 10544, а в 1949 году уже  – 14477 приходов. Храмы  были переполнены тогда молящимся народом, особенно женщинами, потерявшими близких: мужей, сыновей, кормильцев. В церкви эти страдалицы искали и находили утешение.

Великой радостью для православного народа явилось возобновление богослужений в Троице-Сергиевой Лавре. 21 апреля 1946 года благовест лаврских колоколов возвестил о возрождении древней святыни Руси, и снова тысячи богомольцев со всей страны потянулись к цельбоносным мощам преподобного Сергия.

Возрождались духовные школы. Открылись Московская и Ленинградская духовные академии, семинарское образование было возобновлено, помимо Троице-Сергиевой Лавры и Ленинграда, в Киеве и Одессе, в Луцке, Жировицком монастыре, в Саратове и Ставрополе. Ежегодно совершались сотни священнических рукоположений.

К 75-летию Великой Победы сейчас идет строительство храма в честь Воскресения Христова, главного храма Вооруженных Сил России. Храм возводится на территории парка «Патриот» в подмосковной Кубинке и воплотит память о подвиге, совершенном нашим народом в годы Великой Отечественной войны. Аналогов ему нет на территории бывших стран Советского Союза, к нему будет вести дорога, украшенная 33-мя миллионами фотографий фронтовиков, а длина ее составит столько метров, сколько дней продолжалась эта кровавая война. Это Памятник Победы. Пол храма будет отлит из переплавленного трофейного оружия врага, который будет попираться ногами входящих в него верующих как знак победы русского народа в этой священной войне и как знак победы над злом фашизма. Первый из шести куполов уже установлен на храм 8 ноября. Храм будет освящен к юбилею Великой Победы в 2020 году.

Знаковым местом нашей столицы является Поклонная гора – памятник народному подвигу и символ Победы над фашизмом. Духовный символ Победы – храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя русского воинства.

И в нашей Карасукской епархии, в ее кафедральном городе, тоже вскоре появится своя Поклонная гора. На которой воздвигается новый храм – духовный символ Победы – во имя святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя и Просветителя Руси. Храм будет освящен к юбилею Великой Победы в 2020 году.

Забота о расширении сознания нынешней российской молодежи, включения в него мысли о служении другим, героизме и подвижничестве ради спасения России должна стать центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании.

Мы должны добиться того, чтобы дети мечтали стать героями, примеряли на себя качества и героическую историю своих отцов, дедов и прадедов, свершивших огромное множество славных дел, среди которых особо возвышается Великая Победа в Великой Отечественной войне.