Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям,  диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви  с традиционным Пасхальным посланием.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу

Господом нашим Иисусом Христом!

(1 Кор. 15:57)

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной ЦерквиВозлюбленные  о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы,  боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В  сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой  Господней и приветствую каждого древними и святыми словами:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Именно  в этих словах, которыми люди на протяжении веков встречают друг друга в  светлые пасхальные дни и которыми свидетельствуют миру об истинности  события, произошедшего два тысячелетия назад, содержится огромная  внутренняя сила. В них — и весть о победе, и призыв к радости, и  пожелание мира, и надежда и утешение для каждого человека.

Тот,  Кто был рожден Пречистой Девой Марией, Тот, Кто тяжело и безвинно  страдал, был распят и умер на кресте посреди двух разбойников, Тот  первым из всех людей восстал из мертвых. «Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:6). Гробница пуста. В ней остались лишь пелены, в которые было  завернуто Его тело. Жены-мироносицы, придя к месту погребения Господа «весьма рано… при восходе солнца» (Мк. 16:2), не нашли там Иисуса, ибо ни камень, закрывавший вход в  пещеру, ни охранявшая ее стража, ни даже сама смерть не смогли  противостать великой силе Бога Живаго. «Преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (Ис. 5:14), ликующий ад уже приготовился поглотить своего самого  могучего врага, но вместо этого замер от ужаса, ибо озарился светом  Божества. Христос уничтожил тление и разрушил смерть.

Через  первого человека, который ослушался Создателя и отпал от Источника  вечной жизни, в мир вошло зло, и грех стал царствовать среди людей.  Христос же — «последний Адам» (1 Кор. 15:45) — победил смерть духовную, душевную и телесную. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»,  — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:22). Все потерянное нами в  первом Адаме мы вновь получили во Христе. Пасха Господня — это поистине величайший дар Божиего домостроительства (прп. Феодор Студит).

Преодолев  отчуждение человека от Творца, Спаситель даровал нам возможность  соединиться с Ним. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Крестом  Христовым нам «даровано воскресение <…> открыты врата рая,  естество наше воссело одесную Бога, и мы соделались чадами Божиими и  наследниками» (Точное изложение православной веры. Кн. 4). Все мы призваны стать достойными этого дара.

Сын  Божий, восприняв нашу природу, уподобился нам во всем, кроме греха.  Своей земной жизнью и крестными страданиями Он показал пример  величайшего смирения и послушания Небесному Отцу, пример борьбы с  искушениями и соблазнами, а Своим Воскресением разрушил оковы греха и  дал нам силы и средства побеждать зло. Именно в такой борьбе человек  растет духовно и становится нравственно свободной личностью.

Мы  живем в то время, когда свобода нередко трактуется как  вседозволенность. Многие искренне полагают, что лишь власть и богатство,  здоровье и физическая сила способны принести освобождение, и,  соревнуясь в служении кумирам века сего, зачастую проигрывают в главном,  в достижении подлинной цели бытия. Восставший от гроба Спаситель,  даровав нам свободу, открыл эту цель, которая состоит в познании Истины  (см. Ин. 8:32) и в жизни с Богом.

Уничтожив телесную  смерть, Христос обещал вечную жизнь, но не как бесконечное продолжение  земного пути, а как преображение всего человеческого существа, когда  само тело обретает новые свойства. В Воскресении Господа т?инственно  явлен прообраз и нашего будущего воскресения. В грядущем Царствии  Небесном, где не будет ни смерти, ни болезни, ни разлуки, ни даже  времени, «отрет Бог всякую слезу с очей» (Откр. 21:4), и  радость будет нескончаемой, а любовь — вечной. Победа Господа над  смертью дает всем нам непоколебимую надежду, что и мы вслед за Ним во  Второе славное пришествие Его воскреснем для новой жизни — жизни в  непрестанном общении с Богом.

Разделим же радость о  Воскресшем Спасителе нашем со всеми, кто нуждается во внимании и заботе:  с больными, пожилыми, страждущими, унывающими, томящимися в темницах,  лишенными средств и крова людьми. И, уподобившись свидетелям Воскресения  — святым апостолам, с верой и дерзновением будем возвещать ближним и  дальним благую весть о том, что воистину воскрес Христос! Аминь.

Москва

Пасха Христова

2013 год

Образование и Православие