В пустыне ты молишься под шелест листвы, под завывание лис, под вой волков

19 июля 2011 года не стало архимандрита  Арсения (Папачка). В третью годовщину его кончины  приводим для читателей портала Православие.Ru воспоминания  старца о его опыте отшельничества в пустыне.

Архимандрит Арсений (Папачок) Архимандрит Арсений (Папачок)

—        Отцы и матери, в пустыне надо быть в полной       готовности, ведь враг не дает пощады ни минуты:        «Ну вот, теперь он в моих руках!» —        говорит он. Если ты человек искренний и обладаешь       восприимчивостью, то воспользуешься тем, что диавол       нападает на тебя, и откроешь для себя, как ты       бессилен и дерзок. Я всячески молился Матери Божией       и, как бессильный, говорил и так: «Господи, я       не пустынник, я здесь случайно, не оставь       меня!» Я не сдался, помогла мне Матерь       Божия, и я удержал свою позицию пустынника.

— Что вы скажете о любви Матери Божией к роду  человеческому?

— Я не хотел бы быть ангелом, чтобы говорить о  Матери Божией. Я хочу говорить о Ней как слабый человек,   хочу действительно прочувствовать любовь и милость Матери  Божией.

Матерь Божия лучше чувствует Себя среди людей, терпящих    напасти, чем в окружении ангелов

  Думаю, Матерь Божия лучше чувствует Себя среди людей,   терпящих напасти, слабых и всячески гонимых, чем в  окружении ангелов. Матерь Божия всегда жертвует Собой,   всегда страдает, и думаю, Она идет даже против  Божественной справедливости, защищая немощных, призывающих  Ее на помощь. Она любит невообразимо много и не делает  исключения ни для плохих, ни даже для нерадивых.

Ни один грешник, как бы грешен он ни был, пусть не  отчаивается, ибо Матерь Божия его защитит.

О блаженное доверие! О твердое избавление! Матерь Божия   — это моя Матерь. Итак, как же твердо мы должны  надеяться, если наше спасение зависит от воли Брата такого  благого и Матери такой доброй!

О, какое счастье умереть среди стольких ангелов (речь идет  о монахах)! Ах, нет у меня времени на отдых именно теперь,   когда близится конец жизни моей!

Матерь Божия очень любит нас. Она видит в нас цену смерти  Иисуса Христа. Матерь Божия желает нам большего, чем мы  сами желаем себе.

Она проявляет великодушие даже к тем, кто по нерадению или  неблагодарности редко прибегает к Ней. Насколько же  великодушней Она будет к тем, кто непрестанно просит Ее о  помощи? Тех Она не только больше любит, но даже служит Им.

Матерь  Божия пленяет наши сердца. Мне хотелось бы иметь  сердца всех святых и ангелов, чтобы любить Матерь Божию. И  как бы ни любили Ее всеми силами своими ангелы со всей их  святостью, они не смогут любить Ее так, как любит Она.

Один грешник сказал Матери Божией: «Покажи мне, что  Ты Матерь мне», — а Она ответила ему:   «Покажи Мне и ты, что ты Мое чадо». Грехами  своими мы огорчаем Матерь Божию, Которая есть Матерь нам.   Давайте же покажем Ей и мы, что мы Ее чада!

— Является ли пустынничество образцом для ищущих  совершенства? Из-за каких внутренних причин вы удалились в  пустыню?

Пустыня является образцом

— Конечно, пустыня является образцом. Ты молишься  там на свободе, вы понимаете? Под шелест листвы на  деревьях, под завывание лис, под вой волков…

Жизнь в пустыне такая отрешенная, пусть ты и ходишь ногами  по земле, что никому из внешних не понять, что происходит  в пустыне. Это состояние постоянной готовности, и вся  тварь вмещается в сердце и движении пустынника.

Был у меня в те годы и страх, но Бог помог мне сохранять  самообладание, состояние готовности. Однажды ночью я шел в  темноте по какой-то тропинке на ощупь и услышал крик такой  жуткий, что оторопел. Я думал, это бесы, на самом же деле  это была лиса!

Я не столько боялся медведей, сколько волков: они    голодные и нападают целой стаей

  А волки были очень наглые. Я не столько боялся медведей,   сколько волков. Потому что волки голодные и нападают целой  стаей. В лесу полегче, потому что шея у волка не гибкая,   чтобы оглядываться вот так, направо-налево. Он смотрит  прямо. В лесу деревья кажутся ему людьми, и он боится.

А однажды я спас девочку от медведицы. Мне это не было  легко — идти против леса, идти против лесных зверей.   Не то чтобы я с медведицей дрался, ведь как только она  положила мне свою лапу на плечо, я сразу понял, какая сила  у этого зверя. С медведицей был медвежонок. А девочка была  маленькая и всё тянулась к медведице. Медведицу я поставил  в стратегическую ситуацию, чтобы смочь выкрасть у нее  девочку, которая и говорить даже не могла. Она лепетала  только: «У меня вавочка! Ай! У меня болит  вавочка!» У меня так и звенят в ушах эти  слова… Видимо, медведица оцарапала ее где-то, но  мне некогда было ее осматривать. Схватив ее под мышку, я  выбрался на поляну, а потом на шоссе. И тут подъехал  автобус. Я сказал себе: «Я спасен!» Но меня не  пожелали взять из опасения, что девочка   «обделается» в машине и им будет пахнуть. В  лесу я боролся со зверями, а теперь вот с людьми, другая  борьба…

В том ли заключалась проблема, что ребенок как-то пах?   Почему надо быть такими невнимательными ко всему, что  случается в жизни?

Я замечал за всеми зверьми, что они боятся человека. У них  имеется страх смерти. Делал ли я какое-нибудь движение,   чтобы отогнать медведей, делал ли движение, чтобы отогнать  волков, — все они боялись. Даже волки эти, хоть они  и были такие нахальные, но это не было сложной проблемой.   Бог хранил тебя постоянно. Ты, конечно, озирался во все  стороны, но, безусловно, надо признать (не знаю, в какой  мере вы можете меня понять), что тебя хранила сила Божия.

Это была жизнь отрешенная, далекая от слов и разумения тех  людей, которым не приходилось хоть сколько-нибудь  прикладывать силы для спасения своей жизни. Трудно  говорить о высоких вещах… Ты уже не был бы живым!

Думаю об обстоятельствах, в которых встретился в пустыне с  одним волком! И вдруг резко повалил снег… Я не  спасся бы, если бы не этот ужасный снегопад… Шел  такой снег, что на расстоянии пяти метров нельзя было  ничего разглядеть. То ли волк потерял ориентацию, то ли я  был ограждаем, и он не дерзал. Но в любом случае, я не  сознавал, что Бог хранит меня. Однако всё имеет смысл. И  позднее я понял это! Почему волк направился в другую  сторону, а не ко мне? Потом я осознал, что это Бог меня  уберег. И все же я остался жив!

Вспоминаю об одном снежном завале, когда снег шел 13 дней,   днем и ночью. Завалило все тропинки, все пути. А у меня  был родник метрах в 200 от шалаша, в котором я обитал. Но  до родника имелись еще волки, подкарауливавшие косуль,   шедших на водопой. Но я ведь тоже был косулей,   знаете… нуждался в родниковой воде. Зимой проблем  не было: наберешь снега, и он растает. Бывало, пьешь талую  воду, а в горло тебе вонзаются еловые хвоинки. Как это  было невыносимо!

Есть много чего еще. Какими примерами это объяснить, как  это материализовать?

Я много пользы извлек из всего этого. Но я не был  человеком пустыни. Если у тебя нет состояния смирения, то  где бы ты ни был по жизни, особенно в тюрьме и пустыне, ты  не выдержишь до конца.

Общежитие с отсечением своей воли — это величайшее    делание в монашестве

  Я пробыл в пустыне  почти два года. Внутренней мотивацией было всё то же  познание вещей, а лучше сказать — благоговение. У  меня было благоговение. Но знайте, что я скорее годился  для общежития, чем для пустынножительства. Хочу сказать  вам, что общежитие с отсечением своей воли — это  величайшее делание в монашестве и, соответственно, в  творении Божием. Это самое важное дело в земном творении  Божием.

Скажу вам еще раз (очень трудно подбирать умные слова,   чтобы говорить) — всё это не разговоры, а  жительство. Ты никогда не сможешь объяснить, почему этот  вкус такой, а другой такой. Ты его чувствуешь, ощущаешь,   но не объясняешь.

Архимандрит Арсений (Папачок) Архимандрит Арсений (Папачок)

Почти все послушания нелогичны. «Иоанн, сходи  принеси навозу!»[1] — сухого навозу, чтобы     затопить печку. Он отвечает: «Вы посылаете меня     туда, где та львица?» — «Какая еще     львица? Чтобы ты привел мне ее сюда связанную!»

Ее не существовало! Это невозможно! Но видишь? Это не был  бес. Это был зверь — да даже если бы был и бес!

И тот пошел с веревкой. И львица на него, а он на львицу   — и он поймал ее и связал. Я скажу вам: связать  львицу — это нелогично! Часто и собаку ты связать не  можешь. Именно здесь и кроется парадокс. Именно здесь  ответ, здесь Божественность, здесь героизм.

И когда старец увидел, что он ведет ее связанную, то  сказал: «Это великий послушник».

Но теперь возникает другая проблема. «Поскольку он  привел ее, то скажет мне: “Я привел ее тебе!”  — и станет гордиться». И, чтобы оградить его  от этой опасности, он сказал ему: «Я велел тебе  привести мне львицу, а ты привел эту псину! Ты что, не  видишь?» — «Да, это так, я привел  псину!»

Видишь, как сильно он отождествился с поручением отца?   Видишь, это не значит, что он впал в ересь, что не нужно  было оказывать послушание и бороться со львицей… Не  было ничего подобного! Если у тебя нет препятствия, нет  врага — ибо всё это победа в христианстве, —   то невозможно увидеть, невозможно почувствовать победу.

А эти несчастные случаи, непобеды и ад. Христос  проповедовал рай. И мы имеем в виду не несчастные  случаи… «Что мне делать, если?.. Господи, да  выну меч, буду сражаться и…» Если умрешь, это  не значит, что ты был побежден. Смерть — это  совершенное выражение победы, потому что жизнь означает  постоянное умирание.