Слово в день памяти св. праведного отца Иоанна Кронштадтского

Священник Михаил Таганов

Во имя Отца,  Сына, и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память одного из очень близких к нам по времени и очень любимых святых – отца Иоанна Кронштадтского, который преставился в этот день в 1908 году. Мы многое знаем об этом святом – отчасти благодаря тому, что значительная часть его жизни и служения прошли в атмосфере беспрецедентной публичности, которой  в то время, наверное, мало кто удостаивался. Когда он исповедовал или совершал богослужения, при этом присутствовали толпы людей, оставивших свои воспоминания; если он путешествовал, то его сопровождали духовные чада, священники, монахи, чиновники, журналисты; проповеди и речи о. Иоанна широко публиковались, он писал статьи и книги, вел духовный дневник.  Личная жизнь батюшки, его кронштадтская квартира, ныне ставшая музеем, тоже была доступна чуть ли не всем желающим. Его многократно фотографировали, изображали на портретах… Кажется, каждая минута его жизни была запротоколирована.

И в то же время нас не покидает ощущение, что мы не знаем о нем чего-то самого главного.

Если мы вдумаемся в его биографию, то  нас удивит ее невероятная простота. Его отец был псаломщиком в деревенском храме далекой северной глубинки и умер очень рано. В детстве Иоанн был болезненным мальчиком, не отличался богатырским телосложением, но проявлял способности к учебе. Благодаря чему, как и было положено юноше «духовного сословия», он закончил сначала духовное училище, потом местную Семинарию и затем Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он женился и был рукоположен во священника к одному из храмов г. Кронштадта, где и прослужил всю оставшуюся жизнь.

Вот и вся внешняя канва его жизни  –  жизни одного из самых известных людей России конца XIX – начала XX столетия.  Промыслом Божиим, именно такой человек стал широко известен своим удивительным даром чудотворения. По его молитвам исцелялись безнадежные больные, излечивались бесноватые, соединялись распавшиеся семьи, устраивались человеческие судьбы, люди оставляли тяжкие пагубные страсти и начинали новую жизнь во Христе. Отец Иоанн провидел будущее. Его попечением строились храмы и монастыри. К мнению этого народного пастыря прислушивалась русская интеллигенция, аристократия, члены правительства, царская семья. Это было необычно в то время, когда отношение к Церкви  было подчас до такой степени формальным, что некоторые люди приходили исповедоваться и причащаться раз в год, только затем, чтобы получить справочку о вероисповедании.  В это время элиту российского общества терзали самые разные соблазны и борения; от нигилизма, марксизма и социал-демократии до спиритизма, оккультизма и эстетических миражей «серебряного века». И Господь как будто специально воздвиг в эти годы именно такого смиренного и простого человека, как о. Иоанн, наделив его даром чудотворения!  Достаточно вспомнить духовные искания таких писателей, современников о. Иоанна, как Лев Толстой,  М.Горький,  Даниил Андреев, чтобы оценить силу духовного влияния и молитв о. Иоанна Кронштадтского, который успешно противостоял в своей проповеди и служении самым разным идейным поветриям.  Нередко в мемуарах совершенно далеких от Церкви людей того времени можно встретить недоуменные упоминания чудотворений о. Иоанна Сергиева: «Что это? Как он это делает? Нет ли здесь какого-нибудь фокуса, обмана?»

Эти же вопросы, только более вежливо и доброжелательно, задавали батюшке и верующие, а также пастыри и архипастыри Русской Церкви. Отец Иоанн не делал из этого секрета.  В одной из своих бесед с духовенством он говорит, что он совершенно обычный священник, просто он старается исполнять как должно, по совести,  все свои обязанности – обязанности христианина, обязанности пастыря.  Скрупулезно, полностью, без двоедушия и лукавства. И затем прилагает свою горячую веру во Христа Спасителя, Всемогущего Бога, который может откликнуться на молитву и исполнить все просимое.

Эти простые искренние слова показывают нам, братья и сестры, какая невероятная сила заключена в нашей вере и в Церкви Божией.  Просто исполнить «все должное», как это немного! Согласно Евангелию, это самый минимум, мы еще «неключимые рабы», но, оказывается, и этого достаточно Господу, чтобы наделить нас Своей Благодатью, исправить нашу жизнь, дать чудодейственное дерзновение в молитве… Какая великая сила Божия нам сопутствует, и как ясно она видна в простой и цельной жизни Кронштадтского пастыря, в его духовном горении и повседневном труде!

Однако, самое простое часто оказывается для нас и самым трудным. Мы жалуемся на исповеди, что нам очень трудно исполнить свой христианский долг, нам тяжело регулярно молиться, некогда бывать в храме, нет сил совершать добрые дела, мы постоянно срываемся в тяжкие грехи против наших ближних и тем самым удаляемся от Бога.  Вместе с апостолом Павлом мы сетуем, что не делаем добра, но творим зло, которого совсем не желаем… Но и это наше состояние было знакомо о. Иоанну!  Всю свою жизнь он вел духовный дневник, выдержки из которого публиковались еще при жизни пастыря под названием «Моя жизнь во Христе».  Но полностью этот рукописный дневник был обнаружен в Санкт-Петербургской государственной библиотеке и опубликован совсем недавно. И вот с этих потаенных страниц нам является другой человек – человек, ведущий упорную борьбу с грехом, знающий падения, слезное покаяние, духовное возрождение.  Он без устали осуждает и анализирует себя, свои поступки, сравнивает свое поведение и многие жизненные ситуации с текстом Священного Писания, вдумывается в него… Трудно представить себе, как, при его занятости, у него хватало времени на все это. Тем не менее, он боролся с грехом, победил и оставил нам об этом письменное свидетельство. Так что можно сказать, что у него был еще один «секрет» – это колоссальный, непрерывный, мучительный, ежедневный труд. Без него, наверное, тоже не было бы «кронштадтского батюшки».

Благодать Божия почила в о. Иоанне так явно, его святость была столь очевидна современникам, что верующие тайно почитали его даже в советское время, когда всякое упоминание о кронштадтском пастыре было под запретом. Они хранили его фотографии и портреты, дореволюционные издания его книг и проповедей, а в 1990- м году он стал одним из первых, после долгого перерыва, канонизированных Русской Церковью святых. Будем же молиться ему, чтобы и нам, в свою меру, можно было почувствовать эту силу Божию «одесную нас», стяжать ее,  исполнять заповеди и свои христианские обязанности скрупулезно и без лукавства.  Будем молиться о том, чтобы и нам быть такими же вдохновенными тружениками – если не на пространной ниве всей Церкви Божией, то, по крайней мере, на ниве нашей собственной души.

Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас.