Скоро будет вот уже два года, как в мире полыхает пандемия коронавирусной инфекции. Только в нашей стране ежедневно от ковида погибает свыше тысячи человек. Врачи буквально сбиваются с ног. Городские больницы перепрофилируются в антиковидные госпитали. А показатели заболеваемости продолжают расти.
Удивительно, но в этой очень непростой, напряженной обстановке находятся люди, которые не верят, что ковид убивает, не верят в пандемию, называют это выдумкой, инструментом для манипуляций, а разработку вакцины и вакцинацию в стране – «экспериментом». И чем только еще не называют!
Сегодняшний наш собеседник – член исполнительного комитета Общества православных врачей России имени святителя Луки, архиепископа Симферопольского, кандидат медицинских наук, звонарь Александро-Невского собора Дмитрий Иванович Индинок.
– Дмитрий Иванович, вот как можно объяснить такое отношение к казалось бы совершенно очевидному. Столько людей переболело и болеет, и сколько людей тяжело перенесли заболевание, чуть не погибли, а многие и умерли. И вдруг – «а, всё это выдумки!..»
– Причин может быть несколько. Психологи говорят, что под таким поведением может скрываться страх смерти, он реализуется в отрицании проблемы или даже в активном противостоянии ей. Страх смерти у этих людей настолько велик, что некоторые из них не верят, что ковид может убить даже тогда, когда уже находятся в ковидных стационарах с тяжелой двухсторонней вирусной пневмонией. И ладно если они законопослушны, то есть отрицают проблему, но делают всё, что им говорят специалисты: хотя бы носят маски и стараются не посещать без видимой причины места большого скопления народа. Но есть ведь и такие, кто ведет себя довольно агрессивно, что чаще всего проявляется в неподчинении «масочному режиму»: этих людей мы можем встретить в магазинах, транспорте. Если кассир или кондуктор попросит их надеть маску во исполнение постановления губернатора о соблюдении масочного режима, они начинают противоречить, скандалить. В общем и целом, ведут себя не адекватно. Здесь что важно понять: с одной стороны, отрицая пандемию или преумаляя опасность инфекции, они как будто защищают свою психику от стресса. Но на самом деле стресс остается, он лишь переходит из одной формы в другую, и в конечном счете разрушает человека.
Также есть люди, которые чрезмерно пекутся о своем здоровью, категорически отказываясь от «химии», то есть лекарственных препаратов, избегают любых прививок. Но используют для лечения и профилактики другие средства, натуральные, как они говорят. Природные. Я не вижу ничего дурного в использование натурпродуктов для профилактики болезней, лечении травами. Но ко всему этому надо подходить с разумением. Те же травы могут помочь при функциональных нарушениях, но если уже развилась болезнь, то требуется фармакологические препараты. В противном случае можно так запустить болезнь, что потом потребуется длительное лечение. Да и сами травы при бесконтрольном их применении могут сильно навредить.
– Существуют еще конспирологические версии…
– Ну да, дескать, вирус – это биологическое оружие, своеобразный способ регулирования численности населения… Расцветают теории заговора. Вздор, конечно. Но есть те, кто этому безоговорочно вверит. Почему? Многие склонны к мистическому мышлению. Но в неспокойное время, например, при той же эпидемии, уносящей жизни, у отдельных людей такое мышление может принимать уродливые формы.
– А что касается антипрививочников, откуда здесь дует ветер? Со стороны врачей?
– Плохих врачей.
– Тем не менее, многие из нас, встречались с такими. Одни из них скрывают свои взгляды, другие, напротив, горячо и открыто высказывают свою точку зрения, отличную от точки зрения официальной медицины. Ну, например, одна из таких врачей рассказывала, что вакцинация – это агрессивное вмешательство в нашу иммунную систему, и неизвестно, как она скажется на здоровье людей через пять-десять-пятнадцать лет. К тому же разработана наша вакцина была в кратчайшие сроки, в то время как, по-хорошему, на её разработку должны уходить годы. Конечно, люди к ней прислушиваются и, как результат – не идут прививаться из-за страха получить в будущем какое-нибудь осложнение.
– Ты тоже послушался её?
– Я? Нет, сразу пошел и привился. Кстати, как я узнал позже, она тоже привилась.
– Я вообще не понимаю тех, кто выступает против вакцинации, тем более не понимаю антипрививочников-врачей. Надо их спросить: вы готовы поставить подпись и печать под такого рода заключением, чтобы это было не голословное заявление, а юридический документ? Готовы – ставьте, но будете нести ответственность. Не готовы – зачем тогда вообще говорить об этом?
Конечно, вакцинация воздействует на иммунную систему. Но воздействие на нее оказывает любой инфекционный агент, в том числе и полезные бактерии, а также изменение температурного режима, инсоляция, продукты питания, наконец, которые тоже вызывают в ней какие-то изменения. Другое дело – какова степень этого воздействия, и какова степень изменений. Например, что касается отечественной вакцины против ковида, то доказано, что она относительно безопасна и способствует формированию иммунитета. Это значит, что привитые ею люди либо не заболеют, либо заболеют, но перенесут заболевание относительно легко. По крайней мере, о смертельных случаях среди привитых заболевших ковидом пациентов, у которых сформировался иммунитет, я не слышал. Но мы знаем другое: среди умерших от ковида или тяжело переносящих это заболевание, привитых нет.
– У меня знакомые, муж с женой, заболели вскоре после прививки – дней через пять-шесть…
– После введения вакцины иммунитет у человека начинает формироваться через 21 день и своего пика этот процесс может достигать через три-четыре месяца – у всех по-разному. Поэтому врачи никому не рекомендуют расслабляться: ни тем, кто привился, ни тем, у кого обнаружили антитела к вирусу после перенесенной болезни. Им, как и вообще всем в условиях эпидемии, необходимо носить маски, использовать дезинфицирующие средства, избегать публичных мероприятий.
Но отдельные люди, начитавшись откровенно популистских статей на эту тему, начинают серьезно рассуждать о вреде вакцинации. Мол, тромбозы развиваются! У кого развиваются, в каких именно случаях развиваются и развиваются ли вообще – покажите серьезную научную статью в рейтинговом научном журнале? Не показывают. Так, давайте предоставим экспертам обсуждать эту тему, и если они увидят проблему, то они и будут ее решать.
Конечно, случаются осложнения, но это единичные случаи. Вакцина – это медицинский препарат, который, как и все другие медицинские препараты, имеет показания, противопоказания и определенный, как правило, невысокий процент осложнений. Специалисты оценивают степень риска применения вакцины для каждого человека – для этого перед вакцинацией необходимо проходить врачебный осмотр и ни в коем случае не скрывать от доктора имеющиеся в данный момент проблемы со здоровьем. Иногда – да, врачи пишут отвод от прививки по медицинским показаниям, но это бывает нечасто. Качество и безопасность современных вакцин очень высокое.
С помощью вакцинации мы победили полиомиелит, дифтерию, оспу, положительно решается вопрос вакцинации против гепатита В. Ну разве это не аргументы в пользу вакцинации?
Я против цензуры в средствах массовой информации. Но если через СМИ распространяются какие-то бредовые идеи, ставится под сомнение число заболевших и умерших от эпидемии, говорится о вакцине, как о каком-то «эксперименте» над человечеством, то от таких вещей население совершенно точно нужно ограждать. Если хотите, пандемия сродни войне. И вести себя сейчас нужно по законам военного времени. В частности, жестко пресекать какие-либо действия со стороны паникеров и дезинформаторов, которых на фронте вообще сразу расстреливали. Сегодня есть официальное мнение медицины – вакцинация необходима. Это стратегическое решение. Значит, нужно подчиниться и вакцинироваться.
– Паникеров и дезинформаторов немало и среди православных христиан. Например, они говорят, что пандемия – выдуманная история, которая позволяет организовать абсолютный контроль над каждым человеком с помощью массовой вакцинации и выдачи индивидуальных QR-кодов, причем последние являются ничем иным, как «печатью антихриста». Что с ними-то делать?
– У нас уже были локальные войны против паспортов, потом против ИНН, против электронных СНИЛСов, теперь вот против QR-кодов, были крики о приближении конца света, о том, что всем поставят «печать антихриста»… Что здесь можно сказать. Отречение человека от Христа никак не зависит от цифровых сервисов, штриховых кодов и других, подобных им, вещей. Для этого нужно совершить абсолютно сознательный акт – отречься от Бога и поклониться Бафомету, и только так можно получить «печать антихриста».
Еще в 18 веке Святейший Синод настоятельно рекомендовал священникам разъяснять населению необходимость вакцинации. Известно также, что прославленный хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, в последующем ставший архиепископом Лукой, канонизированным Русской Православной Церковью в 2000 году, работая земским врачом, прививал людей от оспы и сильно негодовал на противников вакцинации.
Церковь вразумляет заблудших своих чад, разъясняет, противостоит распространению ими своих деструктивных идей, и конечно молится о них.
– Вы сказали, что в период пандемии вакцинация необходима. Однако, насколько мне известно, в Церкви не считают необходимым вводить обязательную вакцинацию населения. Дело это добровольное.
– Вакцинироваться или нет – дело совести. Нужно понимать, что во время эпидемии, на каждого человека ложиться ответственность даже не столько за его собственное здоровье, сколько за здоровье окружающих его людей. Ладно, если он заболеет, но ведь он может заразить многих вокруг себя.
Священнослужители, как и врачи, находятся в группе особого риска, поскольку постоянно общаются с людьми. Особенно во время исповеди, когда к священнику за короткое время подходят десятки людей. Конечно, все в масках, но маски хоть и снижают вероятность заражения, но не исключают его. Поэтому каждая исповедь в данных условиях – это священнический подвиг. Нам всем нужно сугубо молиться за наших батюшек, которые сейчас несут на себе это тяжкое бремя. Многие священники тяжело переболели ковидом, многие привились или собираются привиться. Наверное, каждый из нас в эту пандемию потерял родных, близких, знакомых. А сколько врачей погибло от ковида? Я прошу читателей в своих молитвах помянуть усопшего раба Божьего Иоанна. Иван Анатольевич Дронов – мой друг, коллега, соратник, доцент кафедры детских болезней, клинический фармаколог Университетской детской клинической больницы Первого Московского Сеченского университета. С его преждевременным уходом из жизни в результате ковида Общество православных врачей России понесло большую утрату.
– Упокой, Господи!.. Дмитрий Иванович, я знаю, что некоторые христиане благословляются у священника на вакцинацию? А если священник не благословит?
– Этот вопрос не ко мне, а к священникам. Я только могу сказать, что священник не должен вторгаться в область медицины. И священники это прекрасно понимают. Конечно, у нас, в христианстве, известны случаи, когда богоносные старцы не благословляли своих духовных чад на хирургическое вмешательство или какие-то другие серьезные медицинские манипуляции, но это редчайшее исключение из правила. Потому что если они не благословляли, то не по своему разумению, а по откровению свыше.
– В некоторых епархиях проходят городские крестные ходы об избавлении от вредоносного поветрия, предлагается совершить общегородские молебны…
– Роспотребнадзор не рекомендует проведение массовых мероприятий в период эпидемии, поскольку они способствуют росту заболеваемости и, как следствие, увеличению смертности. Церковь с пониманием относится к решению Роспотребнадзора. За все два года эпидемии мы ни разу не слышали от Патриархии призывов выйти на улицы для соборной молитвы. Напротив, с самого начала Церковь смиренно и последовательно отстаивает свое мнение о необходимости соблюдения противоэпидемиологических мер и вакцинации населения. Сегодня, оглядываясь назад, я считаю такое поведение церковного руководства очень мудрым. Потому что главное в Церкви – это Божественная литургия, во время которой прихожане причащаются Святых Христовых Таин. Нужно соблюсти принцип «не навреди», вести себя спокойно, проявлять послушание, чтобы избежать возможных осложнений и сохранить нынешний статус. А Патриархия, и руководство на местах именно так себя и ведут.
– В некоторых регионах вновь заговорили о возможном закрытии храмов, что вызвано резким увеличением числа заболевших ковидом и летальных исходов. В Новосибирске всё это уже было. Неужели повториться?
– Как я уже сказал, очень многое зависит от того, как соблюдаются рекомендации Роспотребнадзора, а также от позиции Патриархии, митрополий и епархий. Мне импонирует позиция нашей митрополии. Мы проявляем понимание и такт в разговоре с властями, придерживаемся предписаний федеральной контролирующей организации, дисциплинированы, то есть проводим все необходимые противоэпидемиологические мероприятия, разъясняем позицию Церкви народу Божиему. Это позволило нам избежать высокой заболеваемости на приходах.
Слава Богу, во главе Новосибирской митрополии стоит умный, рассудительный человек, который правильно относится к достижениям медицинской науки, понимает массовую вакцинацию против ковида как единственное средство выхода из пандемии, к телесному здоровью относится как к дару Божиему, но и не делает из здоровья икону, сдержан, последователен, и транслирует свое отношение к происходящему духовенству и пастве.
– Дмитрий Иванович, как врач, дайте, пожалуйста, рекомендации: что нам сейчас нужно делать прежде всего?
– Прививаться. Носить маску, избегать публичных мест. Гнать от себя панические настроения, страхи, уповая на милость Божию. Меньше заглядывать в интернет, где часто представлены лженаучные идеи, читать больше книг святых отцов, любую православную литературу, подойдут и хорошие книги светских писателей. Проявлять заботу о ближних – если человек почувствовал характерное недомогание, то ему нужно оставаться дома и не ходить на богослужение, как бы ему этого не хотелось. В этом поступке будет больше христианства, чем если он не сможет отказаться от соборной молитвы и больным придет в храм, где заразит кого-то из своих братьев и сестер по вере.
Возможно, это для кого-то прозвучит странно, но эпидемия нужна людям. Она нужна нам для того, чтобы придавить в себе гордыню, сбить с себя спесь. Это время смирения, послушания, сугубой молитвы и благодарности Богу за то, что Он нас таким образом вразумляет.
Дмитрий Кокоулин