Архиерейская Литургия в р. п. Чистоозерное в день памяти свт. Григория Паламы

15 марта/воскресение. Во 2-ю Неделю Великого поста,  свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Его Преосвященство епископ Филипп возглавил Божественную литургию свт. Василия Великого в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы р. п. Чистоозерное, ему сослужил настоятель храма иерей Илия Березовский.

В приветственном  слове по окончании Литургии Владыка поздравил всех с воскресным днем, отметив, что подошла к концу вторая седмица Святой Четыредесятницы,  и подчеркнул, что Великий пост – это Божественный призыв  к обновлению человека, освобождению его от греха.  И особую важность в эти дни занимает молитва. И  сегодня   Святая Церковь  вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа греческого города Салоники, великого молитвенника и аскета, величайшего угодника Божия и  духовного труженика.

Личность свт. Григория, жившего в XIV веке, поставлена  всем нам Святой Церковью ориентиром потому, что он  является одним из тех вселенских учителей Церкви, который  сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества. Будучи великим делателем Иисусовой молитвы, он обосновал практику исихазма – молитвенного безмолвия.

Свт. Григорий учил, что таинственный Божественный свет, который осиял апостолов на горе Фавор и который блистал в живоносном Гробе Спасителя при воскресении Его из мертвых, можно увидеть реально, можно ощутить каждому верующему. И именно приобщение к этому свету и является непременным условием нашего спасения. А видение этого света – это живое и действенное общение со Христом – соединение с Ним – “Светом истинным, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (Ин. 1. 9).

Фаворский свет, по учению святителя Григория, является нетварным, он – сияние тех самых Божественных энергий, что изливаются из неприступной Божественной сущности; они есть Сам Бог – вне Его сущности. Именно этот свет   и есть «сияние Божественной природы, которым Господь облистал учеников на Фаворе».

Владыка отметил, что “жизнь и богословие святителя  – это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним”.

“Поэтому Церковь сегодня напоминает своим чадам, находящимся в подвиге воздержания, что не само наше пощение имеет ценность перед Богом, а та устремленность души к Богу, которую мы должны иметь, используя пост как средство очищения души для принятия Благодати Божией, – отметил архипастырь. – А пример Григория Паламы – это еще и предостережение от фарисейского отношения к посту, когда мы гордимся своими телесными подвигами и забываем о высшей цели христианской жизни”.

Заканчивая свою проповедь, правящий архиерей сказал: “Мы с вами способны стать причастниками Божественной жизни и Божественной природы через озарение благодатью, средством к стяжанию которой служит очищение сердца, хранение ума от суетных и лукавых помыслов, горячая молитва, чтение Слова Божия, благочестивая и добродетельная жизнь по заповедям, искреннее служение Богу и ближнему, участие в таинствах Исповеди и Причастия” и призвал к этому прихожан храма.