Архиерейская литургия в селе, где расстреливали священников и распиливают поклонные кресты

27 июня/суббота. Его Преосвященство епископ Филипп возглавил Божественную литургию в храме во имя прп. Сергия Радонежского с. Довольного, ему сослужили настоятель храма протоиерей Андрей Гусев и иерей Сергий Гранкин.

По завершении Литургии Владыка напомнил прихожанам о трагическом событие в жизни села – спиленном 22 июня православном кресте, который стоял на въезде в с. Довольное. Он напомнил,   что этот крест  уже второй раз подвергается поруганию: впервые  это случилось   в прошлом году в начале лета.

Со слов священника этот крест установил даже не он, а местные пограничники при содействии администрации района. И он опять кому-то помешал.

Правящий архиерей  призвал прихожан молиться за тех людей, которые совершили  этот акт вандализма и просить у Бога их вразумления, ибо они не понимают, что такое святыня для православного человека, что Крест – это не только знак христианства,  это оружие, которое отражает злую силу,  оберегая местных жителей от болезней, напастей и бед.

Репрессии на Доволенской земле.1919-1932 гг.

            Доклад иерея Андрея Гусева, настоятеля храма во имя Преподобного Сергия Радонежского с. Довольное

Нам стало известно о том, что на территории Доволенского района совершались с особой жестокостью расправы над священниками.

В с. Волчанке Доволенского района существовал «Штаб» партизан. Партизаны боролись в годы Гражданской войны с отрядами Колчака и чинили жестокие расправы над местными жителями. Особое место занимают расправы над священниками, которые совершались с особой жестокостью. Убийство священников совершалось неоднократно в 1919 – 1932 годах.

Многое нам рассказал старожил с. Волчанки Бовкун Василий Александрович, 1929 года рождения. Вот его рассказ: «В начале 50-х годов я проживал на квартире у волчанского конюха Митрофана Ширина, который неоднократно с циничной похвальбой рассказывал мне о казни 40 священников, которую они совешали в начале 30-х годов, даже со слов палача с особой  жестокостью.

Митрофан рассказывал: «Вывели мы попов за деревню, за ту линию, которая отделяла в то время выпаса от сенокосов, и заставили их рыть себе могилы. После этого начались расправы. В священников стреляли, полуживых добивали лопатами, один пытался выбраться из могилы, ему лопатой отсекли голову и, наконец, еще не умерших людей засыпали землей». Этот рассказ привел в ужас Василия Александровича, он воскликнул: «Как вы могли так поступать с людьми?», на что палач с усмешкой отвечал: «Это не люди, это попы».

Житель с. Волчанки Кобзев передал нам рассказ своей матери, ныне покойной, по ее словам, свозили священников из близлежащих районов по 2-3 человека. Ей запомнилось, что среди казненных был священник из Карасука. Священников содержали под стражей не более 2-3 дней. После чего выводили за деревню и убивали лопатами или колотушками в осиновых околках вдоль старой Ильинской дороги. Ныне живущий в Волчанке Капнинов Николай Назарович сообщил нам, что его отец в те страшные годы был сельским пастухом и неоднократно рассказывал о том, что казнили священников и показывал своему сыну место казни, запрещал сыну на этом месте пасти скот. Николай Назарович хорошо знал эти пять углублений в земле и именно он безошибочно указал нам где покоятся убиенные священники.

По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще на Ильин день.

Для того, чтобы убедиться, что нам указали верно место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли, мы обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того как, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились с просьбой к Владыке Тихону рассмотреть вопрос о перезахоронении.

16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.

К могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в с. Волчанке в этот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.

Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершенных убийств, появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет прожитых в тяжких условиях безбожества, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.

В Доволенском районе было 11 церквей. Они были все разрушены в XX веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события свое время и свой урок. Если забудем  и не будем каяться — все может повториться.