Проповедь в Рождественский сочельник

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество Его на раменах Его, и наречется имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века» (Ис.9:6)

В одной из паремий, которая читалась за богослужением нынешнего дня — сочельника Рождества Христова, есть свидетельство  о том, что пророк Исайя за восемь веков до Рождества Христова возвестил вот эти торжественные пророческие слова. Святой пророк Исайя, которого именуют «ветхозаветным евангелистом» за то, что он яснее, отчетливее других предсказал пришествие в мир Господа и действительно, как мы видим из этого изречения, святой пророк Исайя говорит о будущем как о настоящем, о грядущем как уже совершившимся, потому что он, своим пророческим вдохновенным взором, видел то, что произойдет через восемь веков. И, действительно, это совершилось. Это тот самый пророк, который говорил о том, что нарекут имя рожденному Эммануил, что значит «с нами Бог». Это он возвестил о том, что народ, сидящий во тьме, увидит свет великий, когда явится Господь на землю.

Святая Церковь, напоминая эти пророческие слова, говорит нам о том, что ветхозаветное человечество ожидало пришествия в мир Господа. Да и как можно было не ожидать, если вот такие ясные пророчества слышались из уст такого великого пророка как пророк Исайя, который, как мы видим, ясно указал на то, что произойдет в то время, которое определит Господь для Своего пришествия на землю.

Святой пророк не только говорит о том, что «родится младенец и Сын будет дан», но также говорит о том величии, в котором придет Господь на землю. Хотя этого величия не все заметят, не все поклонятся Господу как подобает, но тем не менее величество, как сказано: «Его величие на раменах Его», то владычество, которое присуще Господу. Святой Иоанн Златоуст, изъясняя вот это пророческое изречение святого пророка Исайи, говорит, что когда пророк сказал: «Великого Совета Ангел» явится, то это не означает, что Господь как бы преобразился в Ангела, нет — это указывает на то, что Сын Божий, как Единосущный Богу Отцу, Участник того предвечного Совета, в котором Господь определил Спасение рода человеческого. Он является Вестником того предвечного Совета, потому что слово «ангел» означает именно «вестник». Господь возвестил эту весть, которая прозвучала впервые на предвечном Совете, когда Господь сказал, что «семя жены сотрет главу змия». И, таким образом, Господь не только возвестил эту радостную весть, но и показал, что она осуществляется в связи с Его пришествием на землю. Далее пророк говорит «Чудный, Советник, крепкий Бог» — это указывает на Божественное достоинство Господа, Который, придя на землю, показал Свою власть над стихиями мира, Он изгонял бесов, совершал великие чудеса, исцеления от многих болезней людей, воскрешал мертвых Своею Силою Божественною и Сам Воскрес как Первоначальник воскрешаемых для будущей жизни. И далее пророк говорит о том, что Господь не только имеет Божественные силы, что является «Владыкой, Начальником мира» , но что Он является так же «Отцом будущего века» — это, по словам святого Иоанна Златоустого, указывает на то, что Господь является Владыкой неба и земли не только того, что касается настоящего, но и того, что относится и к вечности, тех вечных Благ, которые Господь уготовал для то, чтобы люди, уверовавшие в Него, получили, блага, уготованные тем, кто будет достоин такой милости.

И, конечно, дорогие братья и сестры, все эти пророческие слова напоминает нам святая Церковь для того, чтобы, в преддверии Рождества Христова, мы не занимались суетными делами, а занимались размышлением над тем, что возвещали в древности пророки: пророк Исайя и другие, пророчества которых мы слышали сегодня за Божественной Литургией, соединенной с предпразднественной вечерней.

И, таким образом, мы должны размышлять над тем, как «Дивен Бог во святых своих», которые прославляли Его в Ветхом Завете, которые предсказывали Его пришествие, как «Дивен Бог в делах Своих», которые Он совершал и в Ветхом Завете и в Новом Завете совершал множество чудес, о чем свидетельствует нам евангельское повествование, как «Чуден Господь в Своей Благости и Милости», которыми Он обогащает всех нас и за которые мы должны благодарить Господа.

Итак, дорогие братья и сестры, в преддверии праздника Рождества Христова, святая Церковь предлагает нам богатую, духовную сокровищницу, духовную пищу, которой мы должны питаться, размышляя, занимаясь богомыслием перед встречей праздника Рождества Христова, сопереживая вместе с теми, кто ожидал в древности пришествия Господа, радоваться о том, что, действительно, родился «Младо Чадо, Превечный Бог».

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков,
6 января 2015 г.