Представитель Карасукской епархии принял участие в VII Межрегиональных ежегодных историко-краеведческих чтениях в г. Кемерово

27 марта в актовом зале Кемеровского епархиального управления состоялось открытие VII Межрегиональных ежегодных историко-краеведческих чтений, посвящённых 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь в Сибири; 100-летию г. Кемерово; 100-летию убиения Царской семьи; 100-летию со дня рождения поэта В. Д. Фёдорова, русского и советского поэта, лауреата Государственных премий; 75-летию Кемеровской области; 25-летию Кемеровской епархии Русской Православной Церкви.

Чтения начались с пения вечной памяти погибшим 25 марта при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня». Возглавил поминовение усопших митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. Затем владыка зачитал соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла родным и близким погибших и пострадавших при пожаре в Кемерове.

После этого в рамках программы мероприятия состоялось открытие VII Межрегиональных ежегодных историко-краеведческих чтений. Пленарное заседание возглавил правящий архиерей.

Далее с приветственными словами к участникам Чтений обратились директор ГБУК «Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Фёдорова», член Общественной палаты Кемеровской области, заслуженный работник культуры РФ Вера Александровна Никулина и ректор ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», доктор филологических наук Александр Викторович Шунков.

После выступления всех докладчиков ведущий пленарного заседания протоиерей Максим Мальцев объявил перерыв, по завершении которого участники чтений разошлись по секциям в рамках заявленных тем.

Всего организаторами межрегиональных ежегодных историко-краеведческих чтений было заявлено 4 секции:

— секция 1: «Сохранение исторической памяти в сознании сибиряков»;

— секция 2: «Православная культура и искусство»;

— секция 3: «История семьи в культурном контексте Сибири»;

— секция 4: «Василий Дмитриевич Фёдоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи середины XX – начала XXI веков, к 100-летию со дня рождения поэта».

В работе секций принимали участие представители Кузбасской, Красноярской, Новосибирской и Алтайской митрополий Русской Православной Церкви, сотрудники и студенты высших учебных заведений, специалисты библиотек, музеев, учителя и учащиеся школ Кемеровской области, подготовившие выступления под началом научных руководителей.

По благословению Преосвященнейшего Филиппа, епископа Карасукского и Ордынского, в работе VII Межрегиональных историко-краеведческих чтений принял участие представитель Карасукской епархии РПЦ, научный сотрудник Карасукского краеведческого музея Новосибирской области Александр Валерьевич Исаченко.

Александр Валерьевич выступил с докладом-презентацией «Православие на Карасукской земле. Страницы истории» на секции № 1 «Сохранение исторической памяти в сознании сибиряков». В начале своего выступления в актовом зале Кемеровского епархиального управления он передал слова соболезнования епископа Филиппа жителям Кузбасса  в связи с произошедшей трагедией в ТЦ «Зимняя Вишня». Регламент выступлений был достаточно органичен, однако участники чтений с интересом ознакомились с историей православия и современной жизнью Карасукской и Ордынской епархии.

Также представитель Карасукской епархии посетил Музей истории православия на земле Кузнецкой и музей-заповедник «Красная горка». Мероприятия, прошедшие в рамках историко-краеведческих чтений, стали хорошей площадкой для взаимного обмена опытом. Такие встречи являются важным фактором в деле сохранения исторического, культурного и духовного наследия Сибири.

 

Доклад научного сотрудника А.В. Исаченко «Православие на Карасукской земле. Страницы истории», МБУ «Красукский краеведческий музей» Новосибирской области

Уважаемые участники историко-краеведческих чтений!

На Карасукской земле истоки православия берут свое начало с момента появления в здешних местах русских и украинских поселений. Первые переселенцы стали заселять территорию в современных границах Карасукской епархии в начале XVIII века. Однако массовое заселение произошло в результате столыпинской аграрной реформы 1906 г., когда многие семьи крестьян из разных губерний европейской части России прибывали сюда осваивать окраинные царские земли. В этот период была основана значительная часть сел и деревень данной местности.

Православная вера всегда была неотъемлемой частью жизни русского народа, поэтому абсолютное большинство приезжих были крещеными людьми. В каждом доме и семье имелись иконы, народ придерживался традиционных обычаев, чтил христианские праздники и обряды. Постепенно возникла необходимость строительства церквей. Первые храмы закладывались и строились здесь ещё в XIX веке. Так  в 1807 году усердием прихожан была построена каменная Петро-Павловская церковь в с. Чингисы Спиринского благочиния [5, Оп. 1, Д. 172, Л. 1-9] (ныне территория Ордынского благочиния Карасукской епархии). Образовывались церковные приходы, территория которых могла простираться на несколько десятков верст, охватывая расположенные в округе поселения и деревни. Большинство церквей были построены во второй половине XIX – начале XX веков. Согласно клировым ведомостям в с. Карасукском (ныне р.п. Краснозерское) приход имелся с середины XIX века, новая церковь во имя Воскресения Христова заложена в 1872 году, окончательно отстроена и освящена 2 ноября 1875 года [5, Оп. 1, Д. 1005, Л. 24-29]. В с. Благодатном деревянная однопрестольная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в 1866-1870 гг. [7, с. 62]. Приход  с момента своего открытия входил в состав Тобольской, а с 1895 г. — Омской епархии. В 1900 г. он объединял 12 населенных пунктов [11, с. 277-278]. В с. Черно-Курья церковь во имя Богоявления Господня была построена в 1877 г. Приход имел в своем составе более десяти населенных пунктов и входил в Томскую епархию [12, с. 313]. Большинство приходов, существовавших в современных границах Карасукской епархии, на рубеже XIX — XX веков входили в состав 21-го благочиния Томской епархии. Территория современного центрального благочиния частично относилась к благочинию Барнаульских и Каинских уездных церквей Омской епархии (с 1895 г.). Храмы являлись единственными духовными и культурными очагами в селах. При них образовывались первые церковно-приходские школы, где обучались грамоте дети и взрослые.

В начале XX века церкви строились во многих селениях. Только на территории Черно-Курьинской волости (ныне  Карасукский район Новосибирской области) они появились в селах: Хорошем — в 1910 г. [5, Оп. 1, Д. 3867, Л. 43], Ирбизино – в 1908 г. [5, Оп. 1, Д. 3777, Л. 26], Белом – в 1905 г. [5, Оп. 7, Д. 27, Л. 62], Троицком – церковь построена до революции, [10] закрыта в 1933 г. [8, Ф. 1, Оп. 1, Д. 39, Л. 38], Нестеровке – в 1911 г. [13, с. 308], Николаевке – в 1908 г. [13, с. 485]. В п. Богословке существовал молитвенный дом. Во многих селах при храмах имелись колокольни. Большинство церквей действовали в 20-х годах прошлого века, пережили Гражданскую войну и были закрыты в 1930-х годах.

Во времена гонений многие священнослужители подверглись репрессиям. Основная волна гонений на церковь прокатилась в здешних местах в 1931-1937 гг. В этот период только на территории Карасукского района были закрыты все действовавшие храмы. Местами происходили конфликты между властями и местным населением. Так, например, жители с. Благодатного  активно отстаивали церковь, препятствуя её закрытию. Люди писали жалобы на действия местных властей в вышестоящие органы, отправляли письма в Краевой комитет депутатов и в Москву [4, Ф. Р-47, Оп. 1, Д. 2273].

В числе репрессированных были священники, псаломщики, активные прихожане и члены их семей. Во время работы в архивах Новосибирска, Барнаула, Омска и Карасука удалось установить судьбы некоторых священно-церковнослужителей, проживавших в Карасукском районе и впоследствии репрессированных. Священника Константина Салганского из с. Благодатного вместе с семьей в 1930 г. выслали в Красноярский край. Он был честным, грамотным и справедливым человеком, пользовался большим уважением односельчан, которые ещё долго писали жалобы с требованием «вернуть нам нашего Батюшку!» В семье священника было 9 детей. Привезли всех в г. Енисейск, где Константин Константинович стал работать на лесопильном заводе. Летом 1937 года от тифа умерла его жена, матушка Татьяна, а 26 октября отца Константина арестовывали по необоснованному обвинению «в участии в антисоветской контрреволюционной группе (в 1956 году органами прокуратуры и суда это обвинение признано сфабрикованным). Постановлением Тройки УНКВД отец Константин Салганский был приговорен к ВМН и расстрелян 19 ноября 1937 г. в тюрьме г. Енисейска [1]. Для государства он был «врагом народа» и его дети ещё много лет считались «потомками врага народа». Однако все из многочисленного семейства Салганских стали достойными людьми в обществе, а два сына: Сергей и Владимир защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.

Трагичной оказалась судьба служителей Нестеровской церкви. Священника Николая Синявского арестовали в феврале 1930 г. и приговорили к 3-м годам лишения свободы. Спустя два месяца после ареста он скончался (19 апреля 1930 г.) в тюремной больнице г. Славгорода [3, Д. 19605]. Псаломщик церкви – Митрофан Кравченко был лишен избирательных прав [8, Оп. 3, Д. 238] и выслан с семьей на Васюганские болота, где впоследствии скончался. Его жена с детьми пережили ссылку и вернулись обратно. Сын псаломщика – Даниил, с самого начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт. В боях с фашистами проявил мужество и героизм, был награжден орденами, предположительно погиб под Ленинградом в 1943 году. В феврале 1930 г. в с. Зубково арестовали священника Георгия Носова, которого «за контрреволюционную деятельность» приговорили к высшей мере наказания [3, Д. 19587]. Расстрелян в Омске 7 февраля 1931 г. Священника с. Белого Феоктиста Тютюнника обвинили в участии «в контрреволюционной антисоветской вредительской организации» и приговорили к расстрелу в 1933 г. [2]. Псаломщик церкви Антон Синельник также был репрессирован. И это ещё не окончательный список.

В других районах, входящих ныне в состав Карасукской епархии, также производились аресты служителей церкви. В 1937 году в Ордынском районе  по обвинению в участии в «контрреволюционной повстанческой организации» были арестованы священники Николай Ермолов и Иннокентий Кикин, которых три месяца держали в тюрьме и расстреляли 26 октября 1937 г. в Новосибирске. 24 апреля 2002 года они были канонизированы в лике святых новомучеников и исповедников Российских [9]. По обвинению в «участии в контрреволюционной повстанческой организации» в 1937 г. был арестован и расстрелян священник с. Полойского Карасукского (ныне Краснозерского района) Иван Василевский [3, Д. 7818]. Священник Александр Фролов, проживавший на ст. Карасук был задержан по обвинению в контрреволюционной агитации. Расстрелян 8 ноября 1937 года в г. Славгороде [3, Д. 15595]. В с. Овсянниково Алтайского края арестован и приговорен к 3 годам высылке в Северный край бывший священник с. Довольного Алексей Крапивкин [3, Д. 4568; 5, Оп. 1, Д. 3787, Л. 43-48].

В 1936 г. в Карасукском районе был закрыт последний действующий храм. Церкви были либо разрушены, либо переоборудованы под клубы и избы-читальни. Церковная утварь уничтожались. Однако почти в каждом селе были случаи, когда люди спасали священные предметы от поругания. Так, например, жительницы с. Благодатного Евдокия Гуселетова и Таисия Васильева отказались сжечь храмовые иконы и ночью, завернув их в полотно, решили зарыть в землю на своих усадьбах. А житель с. Черно-Курья Харлашин Федор, будучи ещё маленьким мальчиком, успел выхватить икону из костра и принести её домой. Во время Великой Отечественной войны верующие р.п. Карасука обращались с ходатайством к властям, об открытии молитвенного дома православного вероисповедания в районном центре. Однако в удовлетворении данной просьбы им было отказано [4, Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 16, Л. 8]. В годы войны и в послевоенный период руководил карасукской православной общиной бывший церковный староста Емелиан Бондаренко [4, Ф. Р-1418, Оп. 1, Д. 15, Л. 54].

До 1990-х годов на территории района не имелось ни одного храма. Однако православные верующие собирались для молитвы в разных домах и квартирах. В марте 1991 года в г. Карасуке официально зарегистрирована православная община Свято – Владимирской церкви. Временно из Новосибирска направлен священник Владимир Луговой. Первые богослужения  после многих десятилетий политики атеизма были проведены в частном доме по ул. Котовского. Большой личный вклад в возрождение православия и церковной жизни в Карасукском районе внес священник Алексий Тюменцев, направленный в 1992 году для служения в г. Карасук. 15 февраля 1993 года совершилось богослужение в переданном приходе и обустроенном под церковь здании бывшей телемастерской  в центре города. Со временем была построена колокольня, начала свою работу воскресная школа. Возрождение православных святынь постепенно началось и на территории района.

26 октября 2006 г. в Карасуке был открыт и освящен храм (ныне – кафедральный собор) во имя святого апостола Андрея Первозванного. А в феврале 2008 года на территории храма построено административное здание, в котором сейчас располагается Карасукское Епархиальное управление. Первый настоятель иерей Алексий Тюменцев служил здесь до самой смерти 20 февраля 2011 года. По церковной традиции похоронен за алтарем храма.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2011 года  в административных границах 9-ти районов Новосибирской области учреждена Карасукская и Ордынская епархия [6]. Включена в состав Новосибирской митрополии. Управляющим епархией был избран игумен Филипп (Новиков), ныне – епископ Карасукский и Ордынский. Образование епархии открыло новую страницу в истории православия на Карасукской земле.

В настоящее время епархия проводит активную духовно-просветительскую, общественную, социальную, миссионерскую и патриотическую деятельность. Взаимодействует с муниципальными и общественными организациями. В приходах работают воскресные школы, распространяется церковная литература. В настоящее время в Карасукской епархии действуют 40 церквей и молитвенных домов, 1 женский монастырь. В храмах епархии служат 17 священников и 3 диакона.

В 2015 году в Карасукском краеведческом музее открыта постоянная экспозиция, посвященная истории православия в Карасукском районе. Здесь представлена дореволюционная и современная история церквей, старинные иконы, складни, крестики, книги и рукописи на церковно-славянском языке, информация о священнослужителях, служивших в местных приходах. Большое внимание в своей работе музей уделяет сохранению исторической памяти в сознании сибиряков и особенно молодого поколения.

Литература:

  1. Архив УФСБ России по Красноярскому краю; Ф. 7, Д. П-8759
  2. Архив УФСБ России по Новосибирской области; Д. 3764
  3. Государственный архив Алтайского края (ГААК); Ф. Р-2; Оп. 7
  4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО)
  5. Государственный архив Томской области (ГАТО); Ф. 170
  6. Журнал заседаний Священного Синода РПЦ от 27-28 декабря 2011 года (№ 175)
  7. Описание церквей и монастырей Тобольской епархии. Ч. 2, отд. 2, Омск, 1892. – 170с.
  8. Отдел архивной службы администрации Карасукского района; Ф. 1.
  9. Православие и мир. URL:http://www.pravmir.ru/svyashhennomucheniki-nikolaj-ermolov-i-innokentij-kikin-druzya-na-zemle-i-v-vechnosti/ (дата обращения 27.02.2018)
  10. Респондент Кузнецова П.А.
  11. Справочная книга по Омской Епархии за 1900 г. Омск, 1900. – 428 с.
  12. Справочная книга по Томской Епархии за 1898-1899 гг. Томск, 1900. – 458 с.
  13. Справочная книга по Томской Епархии за 1914 г. Томск, 1914. – 594 с.