Слово епископа Филиппа на пленарном заседании I Карасукских Рождественских образовательных чтений. (видео)

Дорогие участники Первых Карасукских Рождественских образовательных чтений! Прежде всего, позвольте поздравить вас с Годом российской истории.

Все знаменательные даты Российской истории неразрывно связаны с историей Русской Церкви и православной культурой России.

В этом году мы отмечали 400 – летие преодоления Смуты в 1612году, 200 – летие победы России в Отечественной войне 1812 г., и 70 – летие наступления под Сталинградом. Это наступление стало поворотным событием в Великой Отечественной войне и в целом – во Второй мировой войне. Все эти знаменательные исторические юбилеи не должны пройти бесследно для нас и, что особенно важно, – для молодого поколения России.

В своем выступлении на XVI Всемирном русском народном соборе Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что «Память об историческом пути России, о мирных и боевых подвигах ее народа — это тоже священный рубеж нашего Отечества. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России.

События 1612-го, 1812-го и 1942 годов — не просто поводы для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий. Дни подвига и славы, о которых мы вспоминаем в нынешнем году, — убедительное свидетельство духовной правоты наших предков. У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России — мы утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, поистине общечеловеческое значение. И мы, преисполненные величайшим уважением к памяти победителей, можем ответственно заявить: их подвиги действительно изменили ход мировой истории».

С начала нынешнего учебного года во всех школах России началось систематическое изучение нового комплексного учебного курса — «Основы религиозных культур и светской этики», в рамках которой школьники по выбору родителей имеют счастливую возможность изучать и осваивать и новый учебный предмет «Основы православной культуры».

Главная цель этого нового учебного предмета — духовно-нравственное воспитание — воспитание в соответствии с многовековыми педагогическими традициями России.

С чего начинается воспитание ребёнка?

— С личного примера. Сначала с примера родителей, других родных и близких окружающих ребенка людей. Затем — с примера, или примеров, которые предстают перед первоклассником в школе. А потом, по мере расширения круга общения подростка, с примеров, которые он встречает на улице, видит по телевидению, встречает в социальных сетях в интернете.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что именно «нравственное влияние является основой воспитания». Как гласит русская поговорка, «с кем поведёшься, от того и наберёшься».

Общаясь с добрыми людьми, школьник обучается добрым нравам. Обучаясь родному языку, родной литературе, родной культуре на основе традиционной российской педагогики, школьник относится к родителям с почтением, к Родине с любовью, а от всего худого, скверного, нечистоплотного старается отвращаться.

Общаясь же с людьми, для которых нет ничего святого, священного, школьник и родителей не будет благодарить, и учителей не будет почитать, и школу не будет ценить…

Для того чтобы в нынешней системе школьного воспитания наступил решительный поворот в лучшую сторону, чтобы изменилось лицо школы, правительство России в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом и вводит изучение основ религиозной культуры.

Какие основы православной культуры школьники изучают в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях?

—Они изучают исторические и духовно-нравственные основы православной культуры.

Исторические основы православной культуры России — это священные страницы нашей Родной Истории, Дни Побед в Российском Историческом календаре. Символично, что систематическое преподавание основ православной культуры начинается в Год российской истории. До этого два года учебные предметы (модули) комплексного курса ОРКСЭ преподавались в школах Новосибирской области в режиме апробации.

Нравственные основы православной культуры России — это подвиги наших просветителей, святых, подвижников, героев — защитников Отечества.

Что лежит в основе нравственной культуры России?

— Многовековая устойчивая традиция различения добра и зла, стремление к добру, к свету, к совершенству.

Замечательный русский ученый, мыслитель, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 –1999) оставил детям и молодёжи такую замечательную заповедь:

«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь – до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

Достойное — это труд, это работа над самим собой. В этом призыве «Выбирай достойное, а не легкое» — выражен христианский вектор нравственности. «Лёгкое» — далеко не всегда правильное, полезное.

В христианском жизнепонимании есть замечательное слово и понятие — «ДОБРОДЕТЕЛЬ», то есть доброе дело.

Самый простой пример добродетели — отзывчивость, готовность помочь другому человеку. Помогая родителям, друзьям, а главное тем людям, которые здесь и сейчас нуждаются в помощи, человек совершенствуется в добродетели. Оказать внимание и заботу больному или пожилому человеку помогает добродетель милосердия. Преодолевать трудности помогает, например, добродетель терпения.Научиться быть благодарным, дружелюбным, ответственным, честным, осторожным, трудолюбивым и милосердным нелегко.

Вот почему академик Лихачев, которого при жизни назвали совестью нации, призывает каждого из нас: «Выбирай достойное, а не лёгкое!»

К сожалению, реклама гласит иное: «Будь успешным», «Бери от жизни всё!», «Не дай себе засохнуть!» и тому подобное. Иными словами — «ВЫБИРАЙ ЛЁГКОЕ!»

В этом, собственно говоря, и заключается различие между традиционным для России духовно-нравственным воспитанием (в основании которого лежит православная вера и культура) и современным либерально-эгоистическим воспитанием. Первое учит самоотверженности, жертвенности. Второе — потребительству и эгоизму.

Свой доклад позвольте закончить словами Владыки Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, которые он сказал на съезде работников образования Новосибирской области в прошлом году:

«Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кто мы, преподаватели, и кого будем воспитывать? Являемся ли мы сами носителями духовной культуры?

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет».

 

Дорогие участники конференции!

Ещё раз поздравляю вас с ГОДОМ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ и желаю, чтобы духовно-нравственное воспитание стало неотъемлемой частью школьного обучения. А всем учителям и воспитателям желаю успехов в вашем очень важном педагогическом труде!

Поздравляю всех Вас с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!

Пусть уходящий год запомнится нам не как год дракона по восточному календарю, а как Год российской истории. Конец формы