В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает Тайную Вечерю — последнюю трапезу Господа Иисуса Христа с апостолами накануне Его страданий. Именно тогда Спаситель установил главное Таинство Церкви — Таинство Святого Причащения, Евхаристию.
После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви.
Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям.
В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом.
Тема Тайной Вечери в богослужении Великого Четверга соединяется с темой Страстей Христовых. Тем не менее, Великий Четверг считается днем праздничным, богослужение совершается в зеленых облачениях (а не темно-фиолетовых, как принято в период Великого поста), а по некоторым уставам даже ослабляется пост и на трапезе разрешается вино и елей.
Одна из главных тем богослужения Великого Четверга — падение Иуды.
В Великий Четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.
По традиции в Великий Четверг в Иоанно-Предтеченском монастыре обычно причащаются все прихожане, поэтому храм на литургии в этот день всегда полон верующими. Вот и сегодня, 12 апреля, причащалось почти 200 человек.
После службы можно было наблюдать, как люди расходились по домам, бережно держа в руках маленькие горящие фонарики, зажжённые от свечей, с которыми они стояли во время чтения 12-ти Страстных Евангелий. Не простая задача донести до дома маленький живой огонёк!
Дома от этих свечей зажигают лампадки. Существует благочестивый обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи. В старину копотью от горящей четверговой свечи рисовали кресты на дверных проемах.
С древности свет, огонь, возжжение светильников на богослужении символизировали Христа, просвещающего нашу жизнь, наши сердца. В качестве примера можно привести вынос свечи на возгласе священника «Свет Христов просвещает всех» во время Литургии Преждеосвященных Даров. Свеча здесь — символ Христа, Света мира, который просвещает всех, приходящих к Нему.
Подобное символическое значение имеет и четверговый огонь. Это некий символ просвещения мира светом Евангельского учения.