Александр Васильевич Суворов о духовно-нравственном воспитании воинов

О возвращении Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви …

Русская народная линия публиковала сообщение бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи о том, что Благовещенская церковь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге до сих пор не возвращена Русской Православной Церкви. Позже на эту тему высказались сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупинпредседатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства, председатель совета делового сообщества «ДелоРус» Борис Сергуненковакадемик Российской Академии образования, доктор философских наук Александр Корольков, доктор социологических наук, заслуженный деятель науки России Валентин Семенов.

Сегодня о великом полководце Александре Суворове, погребенном в Благовещенской церкви, рассуждает капитан 1-го ранга, председатель Правления Собора православной интеллигенции Александр Беляков.

***

С именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова связаны не только славные страницы побед наших Вооруженных Сил над врагами, но и система духовно-нравственного воспитания русских воинов. Его деятельность по формированию лучших человеческих качеств у ратных людей довольно полно отражена в литературе.

А.В. Суворов говорил: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, – и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности, и всегда было неустрашимо и бестрепетно».[1] Он наставлял: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!»[2] В последнем призыве, как замечает С.Э. Зверев, «благочестие стоит на последнем месте».[3] Но это не значит, что оно имело меньшее значение для воина. Первые четыре качества первостепенны во время боя и необходимы для победы. Последние же два служат для «обуздания кровожадного порыва войска».[4] В другом своем наставлении Суворов отдает благочестию приоритетное место: «… будь благочестив, добродетелен, тверд, великодушен и праводушен, чистосердечен, справедлив, непоколебим».[5]

Основой воспитания в воинах воинской доблести А.В. Суворов считал веру в Бога. Он учил воинов: «Молитесь Богу! От него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит – Он нам генерал!»;[6] «Всякое дело начинать с благословением Божиим».[7]

В вопросах духовно-нравственного воспитания воинов А.В. Суворов был не только наставником, но и всеми силами развивал религиозное чувство у подчиненных, принимая для этого практические меры. Так, будучи командиром суздальского полка, в Новой Ладоге на свои средства он построил храм Петра и Павла. Вместе с солдатами Александр Васильевич носил бревна, лично вырезал крест, установленный на куполе храма. Кроме этого Суворов построил церковь св. Александра Невского в селе Кончанском (ныне ул. Таврическая д. 2 в г.Санкт-Петербурге). Не далеко от Суздаля в селе Кистыши на месте деревянной церкви св. Василия Великого он воздвиг на свои средства каменный храм. Как глубоко верующий человек, с надеждой на то, что над его могилой будут постоянно совершаться богослужения, и люди будут регулярно в молитвах поминать его, А.В. Суворов завещал похоронить себя в Благовещенском храме Александро-Невской лавры, что и было сделано после его смерти.

Как бы радовалась душа великого полководца, если бы к нему на могилу приходили помолиться юные суворовцы и нахимовцы, курсанты военных училищ, слушатели военных академий. Но думал ли Александр Васильевич, что его захоронение превратят в музейный экспонат подобный мумии египетского жреца Па-де-иста в Эрмитаже или скелету динозавра в геологическом музее Санкт-Петербурга? Думал ли он, что в храм будут пускать людей за деньги не для молитвы, а для того, чтобы просто поглазеть на надгробие? Если бы Суворов предполагал, что такое случится в его любимой России, то вряд ли он вообще захотел бы быть похороненным в родной земле, а скорей предпочел бы безвестно погибнуть на чужбине.

В свое время директор ЦРУ Аллен Даллес озвучил план уничтожения нашего Отечества. Напомню отдельные фразы из этого плана: «Мы бросим все, что имеем – все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей…. Посеяв хаос мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в них поверить…. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные чувства. Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточников и беспринципности…. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности». К сожалению, благодаря пятой колонне, имеемой в услужении грамотно организованные средства массовой дезинформации, этот план ныне успешно выполняется. Геноцид на уровне культуры против россиян и в первую очередь против русского народа идет по всем направлениям.

Русские всегда были крепки своим духом. «Дух укрепляет вера отеческая, православная»,[8] – отмечал А.В. Суворов в своей книге «Наука побеждать», которая, по сути, является воинским катехизисом. Именно на разрушение православной веры и направлено главное острее врагов нашего Отечества.

Хочется верить, что чиновники от власти и от культуры, сопротивляющиеся выполнению Федерального Закона от 30.11.2010 г. N 327 «не знают, что делают» [Лук. 23:34]. В этом случае нам необходимо молиться за них, чтобы Господь даровал им прозрения. Но если же в противодействии Федеральному Закону заключается их жизненная позиция, то здесь уже мы должны сделать выводы о том, что такие люди занимают не свои посты. А тем, кто ассоциирует себя с Мефистофелем (Mephistopheles – распространяющий скверну), вообще не место в нашем Отечестве.