ТЫ НАУЧИЛСЯ ЛЮБИТЬ?

Архимандрит Андрей (Конанос)

Кажется, самое трудное для человека – почувствовать в себе любовь. Человек – единственное млекопитающее, которое рождается совсем беззащитным. Если оставить новорожденного одного, он не будет в состоянии позаботиться о себе. С первой минуты, когда человек приходит на белый свет, он ищет объятия, ищет тепла, ищет грудь, полную молока, ищет плоть, которая его согреет, ищет мать, которая скажет ему нежные слова, и это длится довольно долго.

Современные детские врачи и психологи утверждают, что, когда младенец плачет, его не надо оставлять одного. А раньше практика была другой: «Оставь его, пусть поплачет, он привыкнет, не уделяй ему столько внимания». А сейчас говорят в точности наоборот. В начале жизни ребенок испытывает неизбывную потребность в любви, потому что она насыщает его душу, внушает ему уверенность в том, что в этом мире его главные нужды будут удовлетворены моментально, что среда, в которой он живет, дружелюбна к нему.

Счастливы те из вас, кто вкусил такой материнской и отцовской любви, когда был ребенком. Но только не все ее испытали. Не все выросли в счастливой семье, не у всех была мама, которая их обнимала бы и согревала. Конечно, те, кто этого вкусил, – а память об этом очень сильна, – тоже могут столкнуться с трудностями в жизни, но у них будут душевные силы, они не сломаются, потому что насытились, когда этому было время.

Старец Паисий говорит, что младенец, не насосавшийся материнской груди, не получивший материнской любви, завтра, когда вырастет, всё время будет искать, чем бы заменить эту грудь и эту любовь. И будет хвататься за бутылку вина или пива, за наркотические вещества, сигареты, потому что за ними ему будет видеться любовь, которой он не получил, когда был ребенком. Поэтому, когда встретишь молодых людей, погрязших в разных историях, пребывающих в кризисе, в алкогольном опьянении, – а я видел молодежь в подобном состоянии, – то они как бы вопиют:

– Я хороший ребенок! Я люблю тебя! Я хочу любви!

Мы во всем ищем любви. Сейчас скажете мне: «А почему ты говоришь о матери и отце, когда у нас тема – любовь Божия?» Потому что любовь Божия начинается с людей. Первыми существами, которых ты в жизни увидел, были твои родители. Первой картиной, показавшей тебе, что такое любовь, было человеческое лицо из плоти и крови. И кто этим насытился, тот лучше может понять и Бога.

Любовь Божия начинается с людей. Первой картиной, показавшей тебе, что такое любовь, было человеческое лицо

Как-то я сказал одной госпоже, рассказывавшей мне об атеизме в молодежной среде, что, по-моему, атеистов не существует. Есть люди, что-то переиначившие. Есть люди, которые получили раны в жизни и не насытились любовью, потому что им никто ее не дал. А результат таков, что они отрицают Бога, Которого не знают. Но все-таки больше всего они отвергают систему – всё, что напоминает систему и вроде бы говорит о Боге, но, по сути, не дает любви.

Это большой вопрос. Мы вошли в Церковь, чтобы научиться любить. Если мы исполнили всё, но еще не умеем любить и не чувствуем себя любимыми Богом, тогда всё, чего мы достигли, отходит на задний план. Например, пост. Он – хорошее дело, но на что он тебе послужит, если ты не любишь? Святой апостол Павел говорит, что даже если мы всё делаем правильно, но не любим, мы не достигли ничего (ср. 1 Кор. 13). Любовь превыше всего.

Внешние нормы необходимы, но они должны заключать в себе что-то существенное. Содержание – это совсем другое дело. Есть такие дети в Афинах, которые не знают, как ко мне обратиться. Говорят мне: «господин», «господин отче», и не знают, что надо сказать мое имя. Но в душе у них есть что-то настоящее и неподдельное, и Бог предпочитает такие души. Бог не ограничивается внешним, Он смотрит в сердце. И говорит тебе:

– Ты научился любить?

К сожалению, судя по себе, я заключаю, что в Церкви существует безупречное внешнее поведение, но у него, однако, отсутствует внутреннее содержание. Недавно один человек поделился со мной:

– Я получал удары от людей, которые в глазах окружающих кажутся хорошими, примерными христианами, добрыми, ходят в церковь. Они, однако, нанесли мне раны, предали меня, обидели.

Именно это и ранит людей, это разрывает нашу связь с Богом. И человек спрашивает себя: «А чему я научился за столько лет в Церкви, если я не знаю, что такое любовь?» Это сказал мне один монах на Святой Горе Афонской – очень аскетичный, исхудавший, с длинной бородой. Все от него приходили в восхищение. Он мне сказал:

– Отче, я столько лет здесь, но если не научусь любить, останусь с одной только своей схимой.

Вы, конечно же, слышали о монашеской схиме, этом отличительном монашеском атрибуте. Вопрос в том, что у него под ней, то есть что у него внутри, в сердце? Там должна быть любовь. Если она отсутствует, я не достиг ничего.

У книжников и фарисеев было всё, но это было лишено духовной высоты и содержания. Внешне они постились, ходили на богослужения, формально соблюдали все правила, но когда Христос заглянул в их сердца, Он увидел что-то отталкивающее – то, что называется лицемерием, ложью, показухой. Любовь Христова ищет твоей души, чтобы дать тебе подлинное переживание и чтобы ты почувствовал, что ты – любимое дитя Божие. Именно это и должно быть для нас целью в жизни, в семье. Эта любовь остается всегда, она нас насыщает, дает отдохновение. А всё остальное постепенно проходит.

Любовь Христова ищет твоей души, чтобы ты почувствовал, что ты – любимое дитя Божие

Когда почувствуешь Бога, ты становишься снисходительным и человеколюбивым. А когда видишь человека, жестокого к людям, язвительного, требовательного, знай, что он, без всякого сомнения, не почувствовал Бога. И вы, если увидите подобное поведение, задумайтесь и не говорите: «Один человек Божий меня уязвил», – а скажите: «Один человек, который всё еще ищет Бога, меня уязвил». Это исключено, чтобы Божий человек отнесся к кому-нибудь жестоко.

Позавчера я получил по Интернету сообщение, в котором один человек писал: «Я пошел исповедаться и вернулся оттуда раздавленный». Я спросил, почему. «Потому что я ощутил такой прессинг! Батюшка меня отругал, обидел, наказал». Я ответил ему: «То, что мы священники, вовсе не означает, что всё, что мы делаем и говорим, – от Бога. Когда кто-нибудь наносит тебе обиды, глумится над тобой, ранит и унижает тебя, – это исключено, чтобы его поведение было богоугодным. Бог дружелюбен к Своему созданию».

Помните это. И когда поймаешь себя на мысли, что чувствуешь себя ненужным, неспособным, ничтожным и самым последним, – знай, что это голос не от Бога. Бог, запомните это, укрепляет нас, и даже когда исправляет, делает это с любовью и пониманием, не обижает, не унижает, не разочаровывает. Потому и говорят, что, когда человек исповедует какой-нибудь тяжелый грех, духовник не должен показывать, что он в шоке, приходить в смущение и демонстрировать, что он поражен услышанным. Почему? Потому что другой почувствует, будто Сам Господь его отталкивает. Что бы ты ни сделал, каким бы ни был, Бог тебя любит. Поэтому я и сказал этому человеку:

– Духовника ты выбираешь себе сам, поэтому выбери кого-нибудь, кто напоминал бы тебе отца блудного сына, который принял его таким, каким он был: на нем живого места не оставалось, весь погряз в грехах и нечистоте, но он его не обидел, не наказал, не стал исследовать его жизнь и не унизил: «А скажи-ка сейчас, что ты натворил, чтобы мы все это услышали!» – а покрыл его. Одел его, умыл, дал ему на руку золотой перстень и устроил в честь него пир.

Вот что значит, что Бог любит тебя. Думаю, нет такого человека, который не принял бы, не чаял бы и не любил такого Бога. В противоположность старшему брату из этой притчи, который рассердился и, хоть и был порядочным человеком, но захотел, чтобы его брата наказали. Но Бог – думаю, это говорят и святой Иоанн Златоуст со святым Исааком Сириным, – в какой-то мере несправедлив, и эта Его несправедливость действует в нашу пользу, потому что Бог подходит к человеку не с весами, а с любовью. А любовь допускает несправедливость. Она берет разбойника и говорит ему:

– Заходи первым в рай!

Бог подходит к человеку не с весами, а с любовью. А любовь допускает несправедливость

Берет блудного сына и говорит ему:

– Люблю тебя!

Это ли не несправедливость? Однако эта несправедливость служит на пользу нам. Поэтому и чада Божии, совершающие грехи, но кающиеся, первыми входят в рай. Сам Господь говорит это. Грешные женщины, мытари, блудницы, порочные люди, которые плачут и каются, – Бог любит, прежде всего, их. И, размышляя об этом, получаешь огромную силу и утешение. Не знаю, чувствуете ли вы, что вы создания, которых Бог любит и принимает такими, какие вы есть?

Меня поражает, что Бог и Церковь часто ассоциируются у людей не с любовью, а с грозящим пальцем и строгостью. И многие из вас выросли с таким Богом, Который больше вызывает страх, чем любовь. С Богом, Который наводит на вас ужас при мысли о вашей виновности, наводит ужас угрозами о том, что ты попадешь в ад, что то, что ты делаешь, – это отвратительно, что Бог только и ждет, чтобы тебя наказать. А не с Богом, Который ждет, чтобы тебя обнять, полюбить и понять.

Понять тебя – это великое дело. Мне очень нравятся люди, которые приходят на Исповедь с искренностью и выкладывают свою проблему. И я стараюсь понять, что скрывается за их грехом. А за ним в большинстве случаев скрывается жажда любви.

Одна женщина прислала мне письмо, в котором поделилась следующим: «Отче, я так запуталась, что дошла до того, что стала продавать свое тело, чтобы выжить, потому что у меня были большие проблемы. А Бог так много возлюбил меня посреди моего греха, что послал мне приятельницу, которая познакомила меня с будущим мужем, несмотря на эту грешную и опасную жизнь. Любовь Божия нашла меня там, где я погрязала и валялась в грехе».

И я восхитился Божией любовью, которую она сама искала – и нашла. Бог смотрит и на то, что «после этого». Давайте же и мы научимся смотреть и на то, что «после этого». Сегодня человек грешен, а завтра не знаешь, каким будет. Сегодня твой ребенок ввязался в разные истории, он вымотан, уязвим, ищет любви, принимает наркотики. Но о наркотиках я тебе уже говорил – за ними ищут любви, сказки ищут. Молодой человек хочет жить, хочет перенестись в мысленный рай, который потерял, потому что не получил его дома; а поскольку он не получил чего-то дома, то вот и ищет этого там, где это легко найти.

Сегодня человек грешен, а завтра не знаешь, каким будет

Следовательно, всё приходит к любви, всё любовью успокаивается и устраивается, потому что она – голод нашей души. Не знаю, есть ли в вас любовь, чувствуете ли вы Божию любовь и дарите ли любовь ближнему своему. Это самый большой подарок, который вы можете преподнести своему ребенку. Чтобы ребенок видел, что родители любят друг друга, что они молятся, но не формально, не так, чтобы в воскресенье ходить в церковь, а на неделе уничтожать друг друга (это самая скверная проповедь).

Причина, по которой дети не ходят в церковь, заключается в том, что мы им не показали, что в церкви происходит преображение: мы, наоборот, показываем им обезображение.

– Что мне делать, отче, если родители ходят в церковь, а потом дома бьют друг друга? Зачем жениться, отче, если я разочарован браком родителей?

Чтобы ребенок увидел что-нибудь и поревновал этому, ты должен показать это как истину, как переживание, а не как проповедь. Как проповедь мы говорим многое, я тоже говорю многое, но вопрос в том, что я делаю? Проявляю ли любовь? Испытываю ли любовь? Самое главное – не проявлять, а испытывать любовь. Если у тебя есть любовь, говорит старец Паисий, ты подобен дыням, которые летом благоухают. Даже не зная, где они, ты их по запаху находишь. Они себя выдают, благоухание их выдает.

Не надо проповедовать никому, чтобы помочь ему понять Бога: он увидит Бога в тебе, когда увидит твой мир

Не надо проповедовать никому, чтобы помочь ему понять Бога: он увидит Бога в тебе, когда увидит твой мир. Он увидит спокойную нервную систему, услышит добрые и уравновешенные слова в семье, услышит, как жена говорит мужу:

– Добро пожаловать, любовь моя! Садись, пообедаем с тобой!

Это послание для ребенка, что Бог любит его родителей, что родители чувствуют Божию любовь и, в свою очередь, любят друг друга. Это очень важно. Пусть каждый заглянет сначала в себя, чтобы посмотреть, что он сам делает, а не ищет, что бы изменить вне себя. Перемены, говорит Христос, начинаются с нашей души, глубоко в нас, там идет большая игра.

(Продолжение следует)

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Книги архимандрита Андрея (Конаноса) в интернет-магазине “Сретение”

Богоносци

16 октября 2019 г.