ПОДВИГ ЛЮБВИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА

Слово в день памяти прп. Серафима Саровского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый из нас прилагает много усилий для того, чтобы поучаться в Законе Божием. Особенно люди, которые только вступают в Церковь и юные, которые учатся. Ум их способен к учебе, и они стремятся к тому, чтобы как можно больше узнать из Закона Божиего, из богослужения, из догматов Церкви, из ее истории. И мы, напитавшись знаниями, начинаем учить ближних, окружающих, и это естественно. Но часто замечаем, что никакого плода доброго это не приносит, не отзывается в сердце у нашего ближнего те правильные и красивые, казалось бы, слова, которые мы говорим, это слова из Закона Божиего. Почему так происходит? Потому что мы часто забываем, поучаясь в Законе Божием, собирая эти знания, которые, конечно же, нам нужны, что в первую очередь, если мы духом живем, то по духу должны и поступать. Сегодня нам говорит об этом апостол (см.: Гал. 5, 25). Если мы живем духом, то по духу же поступать должны.

Память святого, которого мы сегодня празднуем в этом храме, преподобного Серафима Саровского, в этом смысле действенно нас пробуждает и отрезвляет. Этот человек, подвизавшийся в пустыне и распявший плоть свою «со страстьми и похотьми» (см.: Гал. 5, 24), стяжал мирный дух, стяжал Дух Святой, и как поет Церковь: «Многим был еси путь ко спасению».

Он не заканчивал ни духовных академий, никаких богословских институтов. Это, конечно же, это ни в коей мере не должно оскорблять людей, которые их заканчивали или останавливать их в этом пути. Но главное, что все им нужно постоянно помнить, что стяжание Святого Духа путем распятия плоти нашей «со страстьми и похотьми», смирение, милосердие, дух мирен — это то, без чего все наши знания окажутся как кимвал звенящий, как говорит апостол Павел (см.: 1 Кор. 13, 1). Мы будем издавать бессмысленные звуки, а дух наших слов будет мертвым. Сегодня апостол Павел такие слова нам говорит, что, наверное, ни одно из них просто нельзя упустить. Так и хочется все это взять, распечатать крупным шрифтом, вырезать и повесить на стенку и каждый день к этому обращаться.

Плод духа, — пишет апостол Павел, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5. 22–23). Через эти слова мы должны оценивать свое состояние. Есть ли у нас дух любви, мира, долготерпения, благости, воздержания, как это было у преподобного Серафима Саровского? Или наоборот, мы будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать? Такой простой и нехитрый, казалось бы, подвиг был у преподобного Серафима и такой тяжелый и непостижимый для наших современников. Он долгое время искал Христа не среди людей, не среди ученых мужей и славы, а в лесу, в молитвах, искушениях, страданиях. И там в пустыне его этот суетный мир тоже настигал. Мы помним, как пришли разбойники и искали у него богатство, его избили, сломали позвоночник, но он был настолько смирен, что даже изувечивших его разбойников не хотел осудить, не желал им зла.

Вот какой замечательный пример мы имеем. Пример по-настоящему смиренного человека, простого и в то же время мудрого, мудрейшего многих богословов, философов, знатоков этого мира. К преподобному Серафиму приходило очень много людей, как и сейчас их приходит в церковь к священникам, и все они приносили свою боль, свои тяготы, свое страдание, и он никому из них не отказывал. Он делился со всеми приходящими любовью, которую стяжал в своих подвигах.

«Друг друга тяготы носите и так исполните Закон Христов» (см.: Гал. 6, 2). Эти слова были для него не просто каким-то поучением, а всей его жизнью.

То тепло, которое Серафим каждому из нас дарит сегодня, это дух мирен, блаженство в Духе Святом да пребудет со всеми нами.

Аминь.

Источник: Православие.Ru