«Отче наш» или «Отче мой»? О важнейшей утрате прихожан и захожан

Очень хорошая статья Анны Гальпериной «Община и/или Личность», в которой видна боль автора от бессмысленного повторения на страницах православного интернета аксиомы, непререкаемой истины «нам нужна община». Но является ли неприкосновенным и бесспорным тезис о необходимости общины. Зачем община? Кто такие прихожане?

Вот главный вопрос, ведь в Церковь приходят ко Христу и для этого не особо важны другие люди. А для социальных дел я могу найти людей из тех же прихожан (пусть часть) или вообще людей нецерковных, но жертвующих временем и средствами для помощи другим.

Фото: pravoslavie.ru

Фото: pravoslavie.ru

Так зачем необходима община в нашем урбанизированном обществе? Наметить ответ или хотя бы поставить вопрос возможно, если попытаться осмыслить, кто такие прихожане и куда они приходят, а главное зачем, в чём их отличие от захожан. Прихожане на то и прихожане, следуя этимологии слова, чтобы приходить, и ясно куда — в храм, церковь. Зачем? Чтобы даже не просто принять Тело и Кровь Христовы, а через это причащение измениться самому, стать причастным ко Христу.

А тогда кто такие захожане? Обычно так называют тех, кто лишь изредка заходит в храм, ставит свечку, подаёт записку, может совсем уж изредка причащается или совсем не причащается, бывает на Пасхальном и Рождественском богослужении, да и на Крещение водички святой надо набрать. Прихожане, захожане в чём же разница? Можно указать и на другие отличия, но это лишь количественные отличия. А качественно в чём разница?

Пусть захожанин и не причащается, но он может знать, что надо причащаться, да вот не сложилось у него, нет времени, желания и т.п. Всё это отговорки думает прихожанин, если ты идёшь ко Христу, если ты Его жаждешь, ты находишь время и приходишь в храм и причащаешься, ты — прихожанин.

Странно звучащее словосочетание: «Я сегодня причастился», так часто можно услышать от прихожанина, приступающего к Таинству раз в месяц или более часто. Но где в этих словах явление общины? А наши захожане каждую неделю, а то и более часто, приезжают в монастырь набрать чистой воды из скважины, и слышны слова, рядом проходящих людей: «Я сегодня набрал воды на целую неделю».

Так в чём отличие прихожан от захожан? В более трепетном отношении к Таинству, в личной подготовке для неосужденного принятия Святых Таин? Но вот тот же захожанин, который постоянно набирал воду из скважины, решился на исповедь и причастился. И стал приходить захожанин в храм каждый воскресный день, да и воды надо набрать из скважины для семьи и раз в месяц (может и чаще) исповедоваться и причаститься. И вот теперь он кто? Он уже не захожанин, он — прихожанин. И при-хо-дит в монастырь, набирая из скважины воду для тела раз в неделю, и за-хо-дит в храм, причащаясь для души раз в месяц…

Анна спрашивает, практически не надеясь получить ответа: «А верующий может стать христианином только в общине. Однако не очень понятно, как просто сборище людей может стать общиной?» Иначе говоря, как может стать общиной верные, приходящие в храм?

Но священнослужители в алтаре, определённые для служения в одном храме по распоряжению архиерея, совершенно разные люди и порой не испытывающих симпатий друг к другу, как им являть жертвенную любовь к ближнему в сане и без сана? Как им стать общиной? Тем, которые причащаются каждый раз, совершая Литургию? Ведь зачем братья-сослужители, зачем христиане в храме, есть они или нет, совершаю Литургию и причащаюсь…

Но вот удалось побывать на Дальнем Востоке, на Камчатке, в Пенжинском районе, в Аянке… Простенькая деревянная часовня, школьная парта вместо престола, на нём антиминс с евхаристической Чашей и дискосом. Литургия…

Рядом со священником несколько человек, русские, эвены, коряки (которые в обыденной жизни мало общаются) в руках у них богослужебный сборник с чинопоследованием Литургии. «Благословенно Царство…», в ответ немелодичное, но твёрдое — «Аминь!»; «Миром Господу помолимся» — «Господи помилуй!»… «Херувимскую» более читали нараспев чем пели, а потом вслух «тайные» молитвы священника… «Отче наш…» вместе пропели…, возглас: «Яко твое есть Царство…» и в ответ: «Аминь!», — Вонмем! Святая Святым! И вот Тело Христово, неизреченное единство душ и телес во Христе!

Литургия в здании школы. Село Аянка Камчатского края, фото иерея Алекксандра Галанина

Литургия в здании школы. Село Аянка Камчатского края, фото иерея Алекксандра Галанина

Община созидается Духом Святым, Который сплавляет совершенно разных людей, входящих во вневременнОе пространство Литургии… и вот Христос, а мы Тело Христово… Мы все Царственное Священство, народ Божий… Вместе сослужили, именно, что важно отметить и подчеркнуть — вместе сослужили, без всякого хора и особых приготовлений. И тогда уже явлена община, а не «сборище людей», Тело Христово; созидаемое Духом Святым и единым, мощным молитвенным устремлением, пусть даже не всегда всё понимающих, но жаждущих спасения во Христе, верных.