Освящение поклонного креста в Ордынском районе на месте последнего боя сибирских казаков с сибирским ханом Кучумом

главная20 августа/среда. Его Преосвященство епископ Филипп совершил чин освящения поклонного креста в селе  Пичугово  Ордынского района на месте  последнего сражения сибирских казаков с  сибирским ханом Кучумом.

По преданию именно на этом месте 20 августа  1598 г.  произошел последний бой, где последнее войско хана было разбито, а самому хану удалось убежать.   «После этого Кучум заявил, что он стар, глух и слеп, и уходит из большой политики». Мы приводим статью, в которой местом последнего сражения князя Кучума  названо с. Верх-Ирмень Ордынского района, но с тех давних пор с. Верх-Ирмень переместилось, а  место, где произошел  окончательный  разгром войск хана Кучума русским отрядом, как  мы полагаем на основании рассказов  очевидцев,  называется с. Пичугово Ордынского района Карасукской епархии.  Так ли это на самом деле?

После освящения   поклонного креста со словами  приветствия выступили представители областной и районной власти, а также Его Преосвященство епископ Филипп.

В заключении  состоялся праздничный концерт местных творческих коллективов.

 Покорение Сибири: Последняя битва Кучума

В наших местах в районе впадения реки Ирмень в Обь произошла последняя битва между казачьим войском и сибирским ханом Кучумом. Последний отчаянно мешал продвижению русских на восток, и потому, по приказу Бориса Годунова, воевода Андрей Воейков с отрядом в 405 человек, из стрельцов, казаков и служилых татар, выступил в последний поход против хана.

Лета от сотворения мира 7106, а от рождества Христова 1598 году повелением царя Бориса Федоровича в Сибири от Тарскова города ходили воеводы воинским ополчением в поле в поход за царем Кучумом

Тщетно искал Кучума воевода, руководствуясь ложными сведениями, пока наконец не получил верные указания о ханском стане на реке Ирмень. Многодневные скачки по сожженному солнцем Приобью, многие лишения, и хан был настигнут в окрестностях нынешнего села Верх-Ирмень Ордынского (а какого же еще?) района. 20 августа произошла битва, в которой главный покоритель Сибири – Ермак Тимофеевич – уже не участвовал. Еще за много лет до этого, в 1584 году, его казаки были перебиты Кучумом, а сам герой, спасаясь от верной смерти, утонул в Иртыше.

И пришел я, холоп твой, на Кучума-царя в двадцатый день на солнечном восходе, и бился с Кучумом-царем до полдень, и Божьим милосердием и твоим государевым счастьем Кучума-царя побил

В жестокой сече погибли брат и двое внуков Кучума, шесть князей, пятнадцать мурз и около 300 было убито. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жен из его гарема, пять высших сановников. Однако драматическая история на этом еще не закончилась. Хана не нашли ни среди пленных, ни среди убитых, а большая группа татарских всадников прорвалась из окружения, и быстрые кони умчали их от побоища. Казаки бросились в погоню. После длительного преследования они настигли их на месте нынешней ГЭС. Начался последний бой, окончательно уничтоживший Кучумово войско и завершивший покорение Сибири. Самого Кучума русские воины искали по прибрежным лесам почти неделю, но так и не нашли. По некоторым сведениям хан прятался в башне своей крепости, “Чертовом городище”, на другой стороне Оби, на берегу речки Каменки, где-то в районе нынешней улицы Кирова. Дальнейшая его судьба туманна. Вскоре он бежал то ли в Ногайскую орду, то ли на Иртыш, где и был убит. Есть и вовсе “ермаковская” версия, что хан утонул в Оби.
Вот что в 1912 году писали про “Чертово городище” в справочнике по городу Ново-Николаевску:

Давно, сотни лет тому назад, самая высокая часть настоящего города была заселена неизвестным нам племенем. Еще видны и в настоящее время на месте, которое именуется “Чертово городище”, следы юрточных построек. На юго-восток от жилищных следов виден земляной – крепостной вал, противоположная валу сторона  становища неизвестных нам обитателей ограждалась крутым и неприступным обрывом, спускающимся в р. Каменку. Невдалеке от крепостного вала, через лог, есть следы одиноко разбросанных холмиков, очевидно, следы могильников. Кто жил и когда покинул это место, мы, может быть, в состоянии будем узнать только тогда, когда археологи вскроют могильники.