Доклад Его Преосвященства Филиппа, епископа Карасукского и Ордынскогоского, на открытии III Карасукских Рождественских образовательных чтений

0018 декабря 2014 года в  техническом лицеи №176 г. Карасука Его Преосвященство епископ  Филипп возглавил открытие III Карасукских Рождественских образовательных чтений  «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

Многоуважаемые представители администрации, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников III Рождественских образовательных чтений в г. Карасуке.

В прошлом году мы проводили Рождественские чтения с акцентом на юбилейный год -700-летия со дня Рождения Преподобного Сергия Радонежского. Личность преподобного была выбрана не случайно, а в силу грандиозного значения его  для Руси — как духовного, так и политического.

 Сегодня наши Чтения носят название «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» и я уверен, что  это событие также станет  крупным общественно-церковным мероприятием  года, посвященным 1000-летию со дня преставления святого князя Владимира.

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси — принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем —  в ревностном обращении язычников в христианство.

Сегодня празднование Дня Крещения Руси и дня памяти Святого Князя имеет большое дидактическое значение для утверждения нравственных духовных ценностей в семье, в обществе и для каждого конкретного человека.

Эти дни возвращают нас к нашим корням и дают возможность прикоснуться к священной истории нашей Родины,  что  так необходимо для воспитания здорового и крепкого духа в наших соотечественниках, с которым мы бы имели возможность дальше идти в будущее, творя новые добрые дела  по возрождению духовности в нашей стране.

Примером проблемы отсутствия такой здоровой духовности является на наших глазах разворачивающаяся трагедия на Украине, которая стала прежде всего трагедией духовной: брат идет на брата, война уносит жизни многих верных и добрых людей. Учащаются нападки и на нашу страну.

Я всем сердцем верю, что наша страна, которая с честью преодолела трудности и трагедии ушедшего века, будет во все времена стоять непоколебимой твердыней.

Минувшие годы продемонстрировали общественную значимость данного форума чтений, показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в его работе. 

Крещение Руси блгв. князем Владимиром: историческое значение принятия Русью христианства

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская Церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру —  государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).

Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен, создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии.

Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии.

 Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только “словом нарицающиеся христиане”, а на деле — “поганьске живуще”, на игрищах людей “многое множество”, а в церкви во время службы их обретается мало.

В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по-прежнему обычаю: “поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием” и некоторые “без срама” имеют две жены.

И тем не менее в это время Русская Церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она сливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.

Молитвенно желаю всем организаторам и участникам настоящих Чтений, дабы ходатайством и предстательством св. равноап. кн. Владимира Господь ниспослал всем нам крепость сил душевных и телесных и Свою неоскудевающую помощь в предстоящих трудах. Храни Вас Господь!