Доклад иеромонаха Мелхиседека (Свистелина) на V Купинских Рождественских чтениях

«Великая Победа: наследие и наследники»
Война сопутствует роду людскому с тех пор, как первый пещерный человек впервые решил уничтожить своего соперника. Можно сказать, что история человечества – это история
бесконечных войн. За почти сорок столетий человеческой истории уничтожены десятки тысяч племен, королевств и империй, погибли сотни миллионов человек.
Ужасы войны известны всем. Однако год от года количество войн и конфликтов не сокращается, а увеличивается. Только в прошлом XX веке произошли две мировые войны и около 900 локальных войн и военных конфликтов.
По количеству больших и малых войн, по масштабам людских потерь и жестокости XX век намного превзошел все предшествующие столетия. На всем его протяжении не было и
года, когда бы в той или иной части света не шла война.
Самой масштабной, самой жестокой и кровавой была вторая мировая война (1939 – 1945 гг.), которая длилась 2195 дней (6 лет).
Победа антигитлеровской коалиции имела громадное, неоценимое значение для всей последующей истории человечества. Эта Победа была бы невозможна без участия во Второй
мировой войне Советского Союза – его народа, его армии, его полководцев. Вступление СССР во Вторую мировую войну началось с июня 1941 года – с момента вероломного  нападения фашисткой Германии на нашу страну. Это была война народная, война Отечественная, война великая.
Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и всего
человечества. Что касается Великой Отечественной войны, то это место и сегодня в истории нашей страны видится мне выдающимся. Не сказать об этом в канун 75-летия Великой Победы было бы бесчестным.
Если бы не наше Отечество, наш великий народ, то скорее всего в мире и сегодня
господствовала бы фашистская идеология, властвовали нацисты, а огромное большинство ныне
процветающих европейских стран, иных народов и наций находились в положении рабов и лишь мечтали о свободе и демократии. Ведь целью Второй мировой войны было установление мирового господства Германии, построение тысячелетнего рейха.
Сегодня, например, уже 34% опрошенных 18-35-летних россиян не знают даже того, с каким событием связана дата 22 июня 1941 года, а еще 8% ошибаются в ответе на этот вопрос.
В преддверии 75-летия Победы средства массовой информации немало внимания уделяют теме войны. На телеэкранах появляются фильмы, которые напоминают о подвиге народа.
Однако по нашим опросам выпускников школ, из фильмов о войне лишь 7% запомнили «А зори здесь тихие», 4 % – «Семнадцать мгновений весны».
Факт, что многие молодые люди перестают говорить «наша Родина», «наша страна», «наша армия», «наши герои», «мы победили», заменяя подобные выражения отстраненным «эта
страна», «сталинский режим», «советский тоталитаризм» или «коммунистический тоталитаризм» и тому подобное.
Искажение исторического сознания, утрата исторической памяти – это факт, который уже нельзя не признать. Рушится связь времен, преемственность поколений. Явление это пагубно для
нашей страны, которая ныне крайне нуждается в духовных и нравственных опорах, в традициях и ценностях, без которых нацию сплотить невозможно.
Молодой россиянин находится в недоумении: «Как может быть такая победа – Великой? Кому и чему верить? Что есть правда о войне?»
Казалось бы, ответы на эти вопросы должна дать школа –уроки отечественной и мировой истории, учебники и учителя. Но в 90-е годы российская школа испытала нашествие «историков», на деньги и по заказам западных фондов написавших нашу историю «по-новому», то есть лживо. Эти учебники бесплатно рассылались по школам, они заполняли полки школьных библиотек.
Описывая предвоенные годы, авторы учебников не видели в СССР ничего, к чему можно было бы отнестись одобрительно. Война рассматривается как схватка двух кровожадных диктаторских режимов, ни к одному из которых школьники не должны испытывать ни малейшей симпатии. Такой подход разрушает чувство причастности сегодняшней молодежи к событиям и людям той эпохи. В чем сходятся авторы такого рода учебников, так это в оценке количества жертв нашего народа в ходе войны, которая подается исключительно в одном ключе: как много мы потеряли!
Вытаптываются имена патриотов, сеются семена скепсиса в отношении подвигов Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина, Николая Гастелло, Юрия Смирнова, героев-панфиловцев, молодогвардейцев-краснодонцев, ставших живыми символами для многих поколений.
В СССР разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов.
Стоимость разрушений в СССР составила почти половину от 260 миллиардов долларов – общей суммы разрушений во всех странах мира, на территории которых шла война.
Говорят, что цена, заплаченная народами СССР за победу над агрессором, была чрезмерно велика. Надо сказать, что стремление определить «стоимость» Победы, которая видится «слишком дорогой», – само по себе бессмысленно, не говоря уже о его безнравственности.
Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, все ужасы и страшные потери, мы победили. Величие Победы состояло в том, что враг был разбит и подписал Акт о своей полной и
безоговорочной капитуляции на условиях, продиктованных странами-победительницами, среди которых СССР был главной силой.
К сожалению, для подавляющего большинства людей именно этим и ограничивается представление о Победе. Однако это лишь ее военная часть. Существует еще политическая сторона Победы.
Лишь взятые в совокупности, военная и политическая составляющие дают полное представление о Победе, делают эту Победу Великой.
На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринималась в нашей истории и во многих странах мира как высшее проявление духа,
огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы
Советской Армии долгое время являлись важнейшим воспитательным средством, способствовавшим развитию преемственности поколений, сохранению традиций.
Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, выступали высшей нравственной ценностью,
основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Празднование Дня Великой Победы являлось поистине всенародным праздником, важнейшим фактором консолидации не только наших соотечественников, но и союзников, многих других государств, проявлявших благодарность и признательность стране, выполнившей великую освободительную миссию в борьбе с фашизмом.
Вопрос о том, что происходит сегодня в мире, крайне сложен и чрезвычайно многопланов. Но если взглянуть на происходящее предельно широко, если мыслить категориями пространства и
времени, то есть исторически, геополитически, то мы вынуждены объяснить все совершающееся в категориях войны.
На наших глазах происходит очередной передел мира, идет новая мировая война, одной из основных целей которой является расчленение, а еще лучше – уничтожение России как геополитической силы.
Особым объектом манипулирования как со стороны внутренних, так и внешних сил является молодежь. Как ни парадоксально, как ни печально это признать, но у некоторых политиков и зарубежных манипуляторов в главном и основном цели в отношении молодежи сходятся: деморализовать, убить гордость за свою страну, лишить чувства не только патриотизма, но
и национального самосохранения.
Важно осознать простую истину: у нас нет другой истории, кроме истории России. У нас нет иной молодежи, кроме молодежи России. Из этого нам следует исходить и в оценке уровня
патриотизма в стране, и в действиях, направленных на сохранение в памяти новых поколений итогов Великой Победы. Понимая, что молодежь разная, мы должны сосредоточиться на поддержке тех, кто готов включиться в конкретные дела в интересах России. И не обязательно целой страны – своего региона, района, города, села, вуза, школы. Этому ядру активной молодежи и следует адресовать поддержку – моральную и материальную. В построении новой
России нам нельзя надеяться ни на кого, кроме самих себя. Более того, как писал Федор Михайлович Достоевский, «Россия сама спасается и весь мир спасает».
Хочу сказать и о том, о чем ныне говорить не модно, но без чего России не выжить и не возвыситься – о геройстве, подвижничестве и подвиге. Герои и подвижники самим фактом
своего существования очищают жизненное пространство от демонических, разрушительных сил, низменных мыслей и деяний.
Однако герои и подвижники, роль которых в жизни нашей страны была огромной во все века, не появляется из ниоткуда. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий
Пожарский, Александр Суворов, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Георгий Жуков имели своих учителей. Например, Дмитрия Донского, которому во время Куликовской битвы было 30
лет, наставлял преподобный Сергий Радонежский. Александру Невскому, когда он разбил тевтонцев, было всего 22 года…
Эти люди и тысячи им подобных в решающую минуту истории нашей страны отдавали народу светлую энергию своего ума, своей души и своей воли и тем спасали наше Отечество.
Все они наследовали своим предкам в их беззаветном служении Отечеству, несли в себе накопленные веками обширные знания о том, зачем дается человеку жизнь и как ему следует ее
прожить. Главная радость для героя и подвижника – отдать свои знания и силы другим людям. Жизнь требует больше отдавать, а брать столько, сколько необходимо, чтобы жить. Действие с
обратным знаком есть разрушение, деградация, смерть. Отдавать себя другим – воистину божественный признак настоящего Человека – героя и подвижника.
Героем не будет тот, кто бесплодно прожигает жизнь. Героем станет тот, кто дорожит жизнью, но готов к самопожертвованию ради общего блага, созидания мира, спасения своего народа и своей страны.
Герой стремится быть там, где герои и подвижники, где необходим его героизм. Подвиг творится с малых лет, от раннего возраста.
Вот почему забота о расширении сознания нынешней российской молодежи, включения в него мысли о служении другим, героизме и подвижничестве ради спасения России должна
стать центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании. Иначе наша страна не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных революций, конфликтов и войн.
Мы должны добиться того, чтобы дети мечтали стать героями, примеряли на себя качества и героическую историю своих отцов, дедов и прадедов, свершивших огромное множество славных дел, среди которых особо возвышается Великая Победа в Великой Отечественной войне.
В сознании народов, населяющих бывшие территории Советского Союза, живет чувство высокого патриотизма, национальной гордости и личного достоинства, порожденное многими славными делами, прежде всего – Великой Победой. Оно проявляется в виде героического и самоотверженного взрыва патриотизма, стремления защитить Отечество, когда возникает
угроза агрессии. Так было в 1612 и 1812 годах. Так было в 1918-1920 годах. Так было в 1941-1945 годах. Так быть должно. Верю, что так и будет впредь.